Введение:
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии.
Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
Для того чтобы помощь таким детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, которые могут служить основанием для помещения ребенка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы.
Над умственной отсталостью работали и работают ученые (специалисты) разных наук: эмбриологи, психологи, невропатологи, психиатры, генетики и т.д. Знаменитый славянский педагог Ян Амос Коменский первым высказал мысль о необходимости проявлять заботу, о воспитании и обучении слабоумных. Знаменитый французский психиатр Филипп Пинель (1745-1826 гг.) хотя и нечётко, но первый различил две клинических формы слабоумия – врождённую и приобретённую. Ученик Пинеля Жан Этьен –Доминик Эскироль (1772 – 1840 гг.) для обозначения одной из градаций слабоумия ввёл термин «умственная отсталость». Впервые возможность воспитывать и обучать слабоумных практически была доказана знаменитым французским психиатром Жаном Итаром (1775 – 1838 гг.) – главным врачом Национального института глухонемых в Париже. Исследования А.Р.Лурия, В.И.Лубовского, А.И.Мещерякова, М.С.Певзнер и других учёных показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые нарушения в условно рефлекторной деятельности, нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Особенностями психики умственно отсталых занимались Л.В.Занков, В.Г.Петрова, Б.И.Пинский, С.Я.рубинштейн, И.М.Соловьёв, Ж.И.Шиф и другие.
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвало тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствует статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции дефектов развития умственно-отсталых детей.
Глава 2:
Этап общей трудовой подготовки охватывает период обучения в 4-5-х классах. Хотя (начиная с 4-го класса) трудовое обучение осуществляется в мастерских того или иного профиля, основной задачей обучения в это время является формирование общетрудовых умений и навыков: умения анализировать образец, ориентироваться в задании, планировать предстоящую деятельность, контролировать текущие и итоговые результаты труда. Большое внимание следует уделять усвоению и соблюдению прав безопасной работы, приучению учащихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда. Объём работ, выполнение которых запланировано в 4-5-х классах, невелик. Учителю следует стремиться к тому, чтобы дети доводили начатое дело до конца, имели время для достижения максимального для их возможностей качества изделия. Для этого необходимо проводить достаточное количество упражнений, добиваясь уверенного и самостоятельного выполнения детьми предусмотренных программой практических работ.
Профильное трудовое обучение осуществляется в 6-9-х классах. Ученики продолжают совершенствоваться в общетрудовых умениях и навыках, включая умения подбирать материалы и технологии, соответствующие назначению изделий; выполнять экономную и рациональную разметку; использовать умение совершать математические вычисления для решения трудовых задач. Осваивая приёмы и способы работы, специфические для изучаемого ими профиля, ученики должны получать представление о возможности применения полученных знаний и умений в решении повседневных хозяйственно-бытовых задач. При этом ведущей задачей обучения является формирование прочных навыков культуры труда, подразумевающей соблюдение требований к организации рабочего места, следование требованиям техники безопасности, ориентировку на требования к качеству выполнения задания, дисциплинированность и ответственность. Важное значение имеет развитие коммуникативных возможностей умственно отсталых учащихся с опорой на реальные и проектируемые учителем ситуации трудового взаимодействия. Этап профильного трудового обучения завершается экзаменами, подготовка к которым позволяет обобщить и систематизировать знания и умения, полученные учениками за весь предшествующий период обучения.
Заключение:
Таким образом, изучив проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, мы пришли к следующим выводам:
1.Умственно отсталые люди всегда составляли определённую прослойку общества. Наука не располагает достоверными сведениями относительно положения аномальных людей в первобытном обществе. Однако есть данные, которые свидетельствуют о том, что в те времена лица, которые были не в силах участвовать в процессе добывания пищи, если не погибали сами, то их умерщвляли. Подобным образом обращались с аномальными людьми в древней Греции, в древнем Риме, в Индии. Во все времена религия тоже не принимала таких людей, их называли «дьяволами», «ведьмами». Лишь в 14-15 веках стали постепенно восстанавливаться понятия древних греков и римлян о душевных болезнях. За душевнобольными и слабоумными врачи наблюдали в специально созданных для них домах. Платтер был первым, кто ввёл понятие «слабоумие». Судьба слабоумных мало волновало общество. Кто-то их сторонился, а кто-то использовал для своей наживы. Постепенно лишённые разума люди начинают привлекать внимание философов, врачей, литераторов и педагогов. В эпоху Возрождения возникла необходимость и в определении правового положения слабоумных. Однако отношение к слабоумным не менялось в лучшую сторону. Общество не признавало за собой обязанностей по отношению к слабоумным. Перелом произошёл в период Великой французской буржуазной революции (1789-1793) . Французкий психиатр Филипп Пинель ввёл понятие «идиотия» и хотя нечётко, но различил две клинические формы слабоумия – врождённую и приобретённую. Ученик Пинеля Жан Этьен-Доминик Эскироль для обозначения более лёгкой формы идиотия ввёл понятие «имбецилизм», а для одной из градаций слабоумия -термин «умственная отсталость». Уже позже советские олигофренопедагоги досконально изучив умственную отсталость , показали, что у людей с таким диагнозом имеются довольно грубые нарушения в условно -рефлекторной деятельности, нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных процессов, недостаточно развита речевая деятельность, наблюдается нарушение эмоционально-волевой сферы. Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддаётся коррекции. М.С.Певзнер, В.И.Лубовский и другие отмечают значительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных учреждений.