Введение
Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто школьные учителя жалуются на то, что дети, даже любознательные, с широким кругозором интересов, не хотят учиться. Почему же это происходит?
Создание условий для успешного учения школьников - важнейшая задача учителей. Они вполне осознают и государственную важность решения этой задачи, и зависимость будущего самих школьников от успехов в овладении знаниями. Что же касается самих учащихся, то, как известно, учение - ведущий вид их деятельности, так что успех в овладении знаниями они ощущают как важное жизненное достижение, это поднимает их в собственных глазах, повышает престиж в семье и среди окружающих людей. Все эти обстоятельства способствуют успешному учению школьников.
В том же направлении действует и природная любознательность человека: познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако, по наблюдениям учителей и родителей, она явно уменьшается по мере перехода из класса в класс. Снижается любознательность, падает интерес к школьным предметам. Многие учащиеся пассивны и невнимательны на уроках. Это нарушает порядок на уроке, а попытка восстановить его оказываются малопродуктивными. Таким образом, нежелание детей учиться отражается и на работе педагогов, и на всей жизни школы.
Причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим роль эффективной мотивации в познавательной деятельности. Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить начатая деятельность. Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные мотивы. Например, на уроке он может стараться слушать объяснение учителя, но в то же время стремиться посмотреть красивый и увлекательный журнал, поговорить с соседом. Характер и результат его познавательной деятельности зависит от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно учебно – познавательной деятельности.
2.Разработка методико-технологической базы по теме «Изонить»
2.1. Технология вышивки по картону
Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью. Изображение нитью, или изонить, — так называется этот вид деятельности.
Истоки техники художественного натяжения нити идут из Англии XVII века. Работа выполнялась следующим образом: в плоскую дощечку забивались гвозди, на которые натягивались нити.
Затем возникла мысль качественно изменить эту технику, оставив тот же принцип натяжения нити и использовав картон вместо доски. Идея выполнения работы на картоне понравилась, так как процесс изготовления работы значительно упростился. Возникли новые неожиданные эффекты, графические и цветовые. Натянутая нить как бы ожила и получила новое изобразительное звучание. Она рисовала задуманное, как, например, цветной карандаш, и позволяла сочинять космические композиции.
Таким образом, изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника не сложна в освоении, и даже первые пробные работы получаются красивыми, что стимулирует ребят к творчеству.
Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации урока находить новое, неизвестное детям. Умению вышивать ученики учатся в начальной школе. В среднем же звене интерес падает, поэтому процесс вышивания по картону вызовет любопытство школьников, познание нового в процессе вышивания, а отсюда и интерес к предмету. Так как непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учениками на уроке и будет являться элементарным уровнем познавательного интереса
Более высоким уровнем его является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боброва О.В. Организация учебно – познавательной деятельности.,// Химия в школе,№3, 1999;
2. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению, М., 1997;
3. Выгодский Л.С. Психология искусства /Под ред. М.Г. Ярошевского, М., 1987;
4. Гильман Б.Г. Иголка и нитка в умелых руках, М., 1993;
5. Гусаров Н.Н. Техника изонити для дошкольников, М., 1999;
6. Запорожец А. В. «Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста», М.-48;
7. Журнал «Завуч» №8 2003 с.107
8. Лизинский В.М. Справочник администрации школы. М. 2002;
9. Манулейко З. В. «Изменение моторики ребёнка в зависимости от условий и мотивов», М.-69;
10. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика, 1998 №1, с.81-86;
11. Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре», М.82;
12. Несговорова Н.П. Игровые технологии в школьном образовании. Курган 2004;
13. НагибинаМ.И. Что могут нити и иголка, М.,1998;
14. Немов Р.С. Психология в 3-х томах, М., 1990;
15. Охрана труда в школе. Сборник нормативных документов /Под ред. Кулишова С.М., М., 1981;
16. Охрана труда и техника безопасности в общеобразовательной школе. Сборник нормативных документов /Под ред. Горелова В.В., М., 1985;
17. Охрана труда /Под ред. Князева Б.Н., М., 1985;
18. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии», М. 96;
19. Ромадина Л.П. Справочник завуча «Современные требования к уроку» М. 2001;
20. Симакова Е.В. Изонить //Школа и производство,1995,№6
21. Симонов В.М. Педагогика, В.,2001.
22. Хейзинга И. «Человек играющий», М.-92;
23. Шмаков С. А. «Её величество игра», М.-92;
24. Штерн В. «Психология раннего детства», М.-93;
25. Эльконин Д. В. «Психология игры», М.-78.