Введение:
Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто школьные учителя жалуются на то, что дети, даже любознательные, с широким кругозором интересов, не хотят учиться. Почему же это происходит?
Создание условий для успешного учения школьников - важнейшая задача учителей. Они вполне осознают и государственную важность решения этой задачи, и зависимость будущего самих школьников от успехов в овладении знаниями. Что же касается самих учащихся, то, как известно, учение - ведущий вид их деятельности, так что успех в овладении знаниями они ощущают как важное жизненное достижение, это поднимает их в собственных глазах, повышает престиж в семье и среди окружающих людей. Все эти обстоятельства способствуют успешному учению школьников.
В том же направлении действует и природная любознательность человека: познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако, по наблюдениям учителей и родителей, она явно уменьшается по мере перехода из класса в класс. Снижается любознательность, падает интерес к школьным предметам. Многие учащиеся пассивны и невнимательны на уроках. Это нарушает порядок на уроке, а попытка восстановить его оказываются малопродуктивными. Таким образом, нежелание детей учиться отражается и на работе педагогов, и на всей жизни школы.
Причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим роль эффективной мотивации в познавательной деятельности. Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить начатая деятельность. Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные мотивы. Например, на уроке он может стараться слушать объяснение учителя, но в то же время стремиться посмотреть красивый и увлекательный журнал, поговорить с соседом. Характер и результат его познавательной деятельности зависит от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно учебно – познавательной деятельности.
Глава 2:
Для учителя: план-конспект урока, демонстрационный материал: готовые открытки; набор инструментов, необходимых в работе с изонитью (ножницы, игла, циркуль, линейка, карандаш, нитки).
Для учеников: открытки - клей, бархатная бумага, цветные нитки, ножницы, игла, циркуль, схемы открыток.
Ход урока.
Сегодня, ребята, мы отправляемся в сказочную страну. Нам необходимо
помочь Чебурашке встретиться с его другом Геной, у которого день
рождения, но для этого надо пройти через несколько испытаний.
Вот первое из них: перед ним река, чтобы появился сказочный мост
необходимо быстро ответить на вопросы:
1. Задание «Экспресс – опрос»
-что такое «изонить»,
-что необходимо для работы по изонити,
-какая страна является Родиной вышивки по картону,
-какой материал использовался первоначально для рисования нитью,
-какие меры техники безопасности необходимо соблюдать при работе с иглой, ножницами, циркулем.
Молодцы, вы справились с заданием (получают жетоны)
пошел Чебурашка дальше и встретил на своем пути избушку Бабы –
Яги. Задала она ему следующую задачу.
2. Задание. Выполнить последовательность заполнения угла и окружности на образце.
(ребята получают образцы, необходимо вышить угол или окружность, учитель следит за правильным выполнением действия).
И вот мы справились с заданием и Баба Яга указала нам дальнейший
путь, который лежит к мастерской «Самоделкина», здесь Чебурашка
должен сделать подарок Гене, а эта мастерская - ваш класс, и вы
должны выполнить данную работу.
3. Задание. Вышить открытку по образцу.
(Проверяется схема последовательности изготовления открытки).
Запаситесь терпением и будьте аккуратны при выполнении работы.
После окончания работы обратную сторону открытки аккуратно заклеиваем белой бумагой. Подарок готов.
Наконец-то вы прошли все испытания и помогли Чебурашке встретиться с другом.
4. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы изготовили свое первое художественное изделие в технике изонити. (Учитель объявляет оценки).
5. Домашнее задание. Изготовьте открытку в технике изонити в подарок бабушке.
Заключение:
Формирование навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа и народов мира.
Задачи при выполнении работ по прикладному творчеству заключаются в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности в воспитании художественного вкуса, в развитии мышц, кистей рук. Научить детей мастерству, вызвать у них интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из основных задач.
Содержание разделено по видам художественной обработки материала и выстроено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала.
Сегодня в педагогике существует разграничение таких педагогических понятий, как традиционные и нетрадиционные методы преподавания. Множество новых программ, курсов, течений и направлений можно выделить в различные педагогические системы, изучению которых посвящено немало исследований (система развивающего обучения Эльконина-Давыдова, Занкова и др.). В значительной степени это коснулось и трудового обучения.
Главные цели, определяющие содержание, методы и систему организации трудовой деятельности детей, заложены в специально разработанной программе. В массовом опыте работы по данной программе трудового обучения в начальной школе полностью оправдал себя ряд авторских идей, например, такие: все программные знания, навыки и умения дети приобретают в процессе изготовления изделий, как необходимых в повседневной жизни, так и украшающих ее.
Для того, чтобы понять, как сделать использование игр более эффективным для обучения и воспитания учащихся, как использовать игры и на каких этапах предпочтительнее, я провела исследования среди учащихся 5 класса Кодской средней общеобразовательной школы, предложив им ответить на вопросы анкеты (см. приложение).
Анализ ответов учащихся этого класса дал следующие результаты:
1. Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключений.
2. Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.
3. Дети больше всего любят групповую форму игр.
По-видимому, это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.
4. Учащимся может не нравиться игра, в случае, если при организации игры не учитываются интересы учащихся, содержание игры не соответствует теме урока или увлечениям учеников.