ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время в научной и педагогической среде часто употребляется термин «личностно-ориентированное обучение», говорится о переходе от знаниево - ориентированной системы образования к личностной. Личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Большинство педагогических коллективов страны осваивают теоретические основы и технологию использования этого подхода в учебно – воспитательном процессе. Многие педагоги считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической дея-тельности.
Такая популярность обусловлена рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, активное развитие российского общества требует форми-рования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку быть и оставаться самим собой в быстро меняющем-ся обществе. Во-вторых, психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность, а это, в свою очередь, требует от педагогов применения новых подходов и методов работы с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гу-манизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятель-ности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно ориентиро-ванных систем обучения и воспитания школьников (45).
В содержание термина «личностно ориентированное обучение» разные ученые и практики вкладывают разный смысл. Одни видят в нем реализа-цию индивидуального подхода в обучении через организацию и предъявле-ние учебного материала разного уровня трудности (отсюда – деление уче-ников на сильных, средних и слабых).
Другие связывают его с инновационными процессами в образовании, активизировавшимися в последние годы в связи с открытием гимназий, ли-цеев, колледжей, где используются разные формы дифференцированного обучения.
Актуальность изучения этой проблемы обусловлена необходимостью кардинальных перемен не только в содержании образования (что связывает-ся обычно с изменением учебных планов, программ , учебников), но и в тех-нологии самого образовательного процесса, т.е. по мнению И.С. Якиманской, сочетания обучения (нормативно сообразной деятельности общества) и уче-ния (индивидуально значимой деятельности отдельного субъекта, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности) (54).
Каковы же основные принципы личностно ориентированного обуче-ния? В чем состоит его сущность, из каких компонентов оно складывается и как применить особенности личностно ориентированного подхода на уроках физического воспитания? Эти вопросы мы исследовали в нашей работе.
Цель нашего исследования: рассмотреть особенности личностно-ориентированного урока по физической культуре.
Объект исследования – уроки по физической культуре в общеобразо-вательной школе, предмет исследования – реализация личностно-ориентированного подхода на уроках физической культуры в общеобразова-тельной школе.
Для достижения поставленной нами цели необходимо решить следую-щие задачи:
1. Проанализировать основные принципы личностно-ориентированного подхода в образовании.
2. Раскрыть сущность личностно-ориентированного обучения.
3. Выявить основные требования к личностно-ориентированному уроку фи-зического воспитания.
4. Рассмотреть примеры организации личностно-ориентированных уроков физического воспитания.
Методологической базой нашего исследования являются: идеи фило-софской и педагогической антропологии (Н.А.Бердяев, Б.М.Бим-Бад, О.Ф.Больнов, В.Дильтей, В.В.Зеньковский, В.П.Зинченко, Г.Ноль, Н.И.Пирогов, Г.Плеснер, В.В.Розанов, В.С.Соловьев, К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский, М.Шелер т др.); научные труды отечественных и зару-бежных ученых – представителей гуманистического направления в психоло-гии и педагогике (Р.Бернс, У.Глассер, Я.Корчак, А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс, В.Сатир, С.Френе, Э.Фромм, Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинский и др.); публикации о возможностях и условиях использо-вания личностно-ориентированного подхода в педагогической практике (Д.А.белухин, Е.В.Бондаревская, С.Л.Братченко, О.С.Газман, В.В.Горшкова, Э.Н.Гусинский, Л.М.Лузина, В.В.Сериков, Ю.И.Турчанинова, И.С.Якиманская, А.В.Хуторской и др.); научные положения о сущности, становлении и разви-тии педагогических систем (В.П.Беспалько, В.А.Караковский, И.А.Колесникова, Ю.А.Конаржевский, А.С.Макаренко, Л.И.Новикова, М.М.Поташник, Н.Л.Селиванова и др.).
При работе над ВКР нами был использован метод анализа научно-методической литературы.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, выводов, заключения, списка использованной литературы (54 источника) и 3 приложе-ний. Размещается на 60 листах.
Личностно- ориентированные уроки можно проводить по всем учеб-ным предметам, в том числе и по физическому воспитанию, так как они по-зволяют максимально использовать субъектный опыт ребёнка, включать его в содержание задаваемых понятий, обрабатывать этот опыт с позиции науч-ного знания, что имеет большой, развивающий эффект.
Уроки физической культуры имеют свои специфические особенности. Они проводятся в зале, на площадке, в коридоре, где дети менее ограничены в движениях, чем в классе, за партой; школьники занимаются не в обычной одежде, а в специальной форме, находятся в иных температурных условиях; во время урока неоднократно меняются взаимодействия обучаемых. Уроки физической культуры так же отличаются большим многообразием двига-тельных ощущений, воздействующих на организм учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1996.- 286с.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования.- Ростов-на-Дону, 2000.-242с.
3. Болонов Г.П. Физическая культура в начальной школе: Метод пособ.- М.: Т.Ц.Сфера, 2005.-128с.
4. Борисова Л.Е. Здоровый ребенок – хороший ученик //Начальная школа.-2000.- № 9.-С. 97-99.
5. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок.- М.: Просвещение, 1991.- 64с.
6. Верхлин В.Н., Шуктаева Е.А. Формирование основ физкультурной деятельности//Начальная школа.-2002.-№ 4.- С.29-32.
7. Вершинин В.Личностно ориентированное воспитание – воспитание, ори-ентированное личностью? //Народное образование.- 2005.- № 7.- С.157.
8. Гарейда В.Н.,Лежнева Н.В. Научить быть здоровым //Начальная школа.-2000.- № 9.- С.99-100.
9. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта:Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед.- М.,2002.- 288с.
10. Горячев В. Здоровье детей – категория педагогическая // Воспитание школьников.- 1999.- № 1.- С. 8-12.
11. Егоров И.В. Развитие «Я-концепции» у детей младшего школьного воз-раста //Начальная школа.-2002.-№3.- С.17-21.
12. Елизарова Л.Н., Чирихин С.Н. Оздоровительная работа в начальной школе //Начальная школа.- 2002.-№ 9.- С.93-96.
13. Жуков О.Ф., Левушкин С.П. Физическая подготовка и особенности тело-сложения школьников //Физкультура в школе.- 2004.-№ 6.- С.46-49.
14. Зайцев Г. Время педагогики здравосозидающей //Народное образование.- 2002.-№ 6.- С.193-200.
15. Зайцев С. Личностно ориентированное обучение младших школьников // Директор школы.- 2005.- № 3.- С.56-64.
16. Зайцев С. Личностно ориентированное обучение младших школьников // Директор школы.- 2005.- № 4.- С.57-65.
17. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе: Пособ. для учителей.- М.: Прсовещение, 1978.- 207с.
18. Кокаева И.Ю. Растить ученика здоровым // Начальная школа.- 2001.- № 6.- С.20-22.
19. Кузнецова Л. Воспитание и развитие личности //Воспитание школьников // 1995.- № 5.- С. 6-9.
20. Лузина Л. Воспитание как со-бытие // Воспитание школьников.- 2004.-№8.- С.2-8.
21. Маршев Н.П. В интересах каждого // Физическая культура в школе.- 2003.- № 3.- С. 26-29.
22. Махмутов М.И. Современный урок.- 2-е изд.- М.,1985.-195с.
23. Мейксон Г.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре / Г.Б.Мейксон, В.Н.Шаулин, Е.Б.Шаулина.- М.: Просвещение, 1986.- 112с.
24. Немчинов Г. Изучение и прогнозирование развития Личности ученика // Воспитание школьников.- 2001.- №7.- С.13-16.
25. Новолодская Е.Г. Уроки здоровья // Начальная школа.- 2001.- №5.- С.22-29.
26. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Уроки здоровья // Начальная школа.- 2002.-№ 6.- С.102-107.
27. Общая психология: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Под ред. В.В. Бого-словского, А.Г. Ковалева, А.А.Степанова.- М.: Просвещение,1981.- 383с.
28. Осмоловская И.М. Дидактические проблемы в управленческой деятельно-сти директора школы.- М.:Сентябрь, 2005 (Б-ка журнала «Директор шко-лы».- Вып. № 6).
29. Особенности организации школьного воспитательного пространства в ус-ловиях оздоровительного образовательного учреждения // Образование и здоровье./ Сост.Л.М. Кузнецова.- (Б-ка культ.- образоват. инициатив.Кн. 5.).- М.: Эврика,2003.- С. 91-107.
30. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / Под. ред. Ю.К. Бабанско-го.- М.: Просвещение, 1981.- 383с.
31. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Пед. общ-во России.-2003.- 608с.
32. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. за-вед.:В 2кн. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- Кн.1.: Общие осно-вы. Процесс обучения.- 576с.
33. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. за-вед.: В 2 кн.-Кн.2:Процесс воспитания.- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.-Кн.2.: Процесс воспитания.-256с.
34. Психология: Учеб./ Под. ред. А.А.Крылова.- М.: Проспект, 2001.- 584 с.
35. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Нар. обра-зов., 1998.- 230с.
36. Селевко Г., Журавлев В. Технология саморазвития личности // Воспита-ние школьников.- 2002.-№ 4.-С.9-18.
37. Селевко Г., Журавлев В. Технология саморазвития личности // Воспита-ние школьников.- 2002.-№ 5.-С.9-19.
38. Семенов Г. Социализация, воспитание, развитие // Воспитание школьни-ков.-1999.- № 6.- С. 2-7.
39. Скаткин М.И. Совершенствование процесса обучения.- 1981.- 253с.
40. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психоло-гию субъективности: Учеб пособ. для вузов.- М.: Школа-пресс, 1993.- 384с.
41. Соловьева И.А. Видеть в своих учениках личности // Физическая культура в школе.- 2002.- № 2.- С. 48-49.
42. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.- М, 1999.-183с.
43. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей : Учеб. пособ. / Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: Т.Ц.Сфера, 2005. – 224с.
44. Степанов Е. Личностно ориентированный классный час // Воспитание школьников.-2005.- № 3.-С.14-22.
45. Степанов Е. Личностно ориентированный подход в педагогической дея-тельности // Воспитание школьников.-2003.- № 2.- С. 2-5.
46. Степанов Е., Алексеева Н. Развитие индивидуальности ребенка как пред-мет воспитательной деятельности // Воспитание школьников.- 2005.- № 1.- С.2-8.
47. Уроки физической культуры в 9 -10 классах средней школы / Под ред. Г.П.Богданова.- М.: Просвещение, 1987.-207с.
48. Фильдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.- М., 1989.- 146с.
49. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта:Учеб. пособ. для студ. высш. Учеб. завед.-М.: Изд. центр «Ака-демия», 2001.- 480с.
50. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя /А.В.Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
51. Хуторской А.В. Слвременная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Пи-тер, 2001.
52. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов.- М.: Изд. центр «Академия», 2000.-288с.
53. Шоган В.В. Технологии личностно ориентированного урока: Учеб.-метод. пособ. для учителей, методистов, кл. рук-лей, студ. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2003.- 160с.
54. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.- М.,1996.- 96 с.- (Б-ка ж-ла «Директор школы».- Вып. 2).