Введение
Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивают и школу, которая также должна измениться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества, то есть в процессе реформирования должна быть создана школа будущего – школа, которая будет функционировать в этом новом тысячелетии.
В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о сформированности навыков грамотного письма школьника.
Школа должна вооружить детей знаниями по русскому языку, научить применять их в речевой практике. При этом очень важно вести обучение родному языку на высоком теоретическом уровне.
Учитывая требования общества, на данный момент одной из важных проблем современной школы является работа над грамматикой родного языка.
Грамматика – самый обширный раздел курса русского языка. И самый значительный: именно грамматика представляет язык в действии, в закономерностях его развития.
Понятие «грамматика» объединяет в себе морфологию, изучающую способы выражения грамматических значений через формы слова, и синтаксис – учение о строе речи, о связи слов в словосочетании и предложении. В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение. Три крупнейших темы: имя существительное, имя прилагательное, глагол – концентрически представлены в каждом из классов начальной школы.
Глава 2 Изучение глагола в начальных классах: теория и практика обучения
2.1. Анализ традиционной и альтернативных программ по теме «Глагол»
Начальный курс грамматики связан с содержанием систематического курса русского языка в средней школе и охватывает широкий круг знаний. В процессе усвоения элементарных знаний по грамматике у детей развиваются мыслительные умения – умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковый материал, находить главное, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка.
Существуют различные программы по русскому языку для начальных классов. Рассмотрим особенности изучения глагола по трем основным программам, которые находят широкое применение в практике начальной школы: «Школа 2100», Т.Г. Рамзаевой, Л.В.Занкова.
В программе Т.П. Рамзаевой по русскому языку в качестве исходного принято следующее положение: в языке все его стороны взаимосвязаны. С учетом этого принципа определено содержание уроков, намечена последовательность расположения уроков внутри темы, а так же структура каждого урока. То есть все уроки по изучению темы «Глагол» строятся по единому плану. В качестве основного метода обучения используется наблюдение (52, c.3).
Литература
1.Алексеева Т. «Понятие о глаголе как части речи»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». –2000. -№9 –с.7-9.
2.Алексеева Т. В. «Обобщение знаний о глаголах»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». - 2000. –№9 – с.11-12.
3.Антипина Л. Ю. Работа с «грамматическим лото»//Начальная школа. –2002. - №2. –с. 65-66.
4 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.:Советская энциклопедия, 1966. – 606с.
5.Богоявленский Д.Н. Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.- М.:АПН РСФСР, 1959.-333с.
6.Богоявленский Д. Н. Некоторые психологические проблемы обучения грамматике.- В сб.: Вопросы психологии и усвоения грамматики и орфографии. – М.: Учпедгиз,1959.-252с.
7.Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 2-го класса (1-4). –М.: «Баласс», 1997.-160с.
8.Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 3-го класса (1-4) в 2-х частях. Часть 2.- М.: «Баласс», 9.Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык Учебник для 4-го класса. – М: «Баласс», 1998 – 208с.
10.Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Яковлева М. А. Русский язык: 1-2 классы (1-4). 192с.
11.Бунеева Е. В., Яковлева М. А. Русский язык. 3-ий класс (1-4).
12.Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка. – М.: Учпедгиз, 1959.- 625с.
13.Вагина Н. С. и др. Современный русский язык: Учебник для филол. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 1987.- 480с.
14.Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове: Учебное пособие для вузов/Отв. редактор Г. А. Золотова. – М.: Высшая школа, 1986.- 640с.
15.Власова Л. К. Интегрированный урок русского языка и краеведения в 3-м классе//Начальная школа: плюс – минус. –2001. - №6. – с. 46-47.
16.Востоков А. Х. Русская грамматика. – СПб, 1951.-340с.
17 Гогун Е. А. Графическая наглядность на уроках русского языка. Тема: «Глагол». 4 класс//Начальная школа. –2002. - №7.- с.48-54. 18 Голованов И.Г. Морфология современного русского языка – Изд.-2-е. – м.:Высшая школа, 1965.-285с
19.Горбунова Н.Д. Перфокарта как способ концентрации и ускоренного изучения учебного материала на уроках русского языка.//Начальная школа. – 2001. - №11. – с.92.
20.Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка: Учебное пособие для университетов. – М.: Высшая школа, 1981. – 359с.
21.Гостева А.А. Применение перфокарт на уроках русского языка.//Начальная школа. – 2002. - №3. – с.56.
22.Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка.//Начальная школа. – 2001. - №11.-с.93
23.Давыдов В.В. Виды общения в обучении. – М.: Педагогика, 1972ю-423с.
24.Жуйков С. Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. – М.: Педагогика, 1979. – 184с.
25.Зинченко В.В. Лексические упражнения при изучении глагола.//Начальная школа. – 1971. - №1.