Введение
На современном этапе традиционное взаимодействие с природой представляет для человека экологическую проблему. Решение данной проблемы видится в бережном отношении к природе, и именно младший школьный возраст представляет собой идеальный период, когда экологические знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Экологическое образование и воспитание учащихся сегод¬ня может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям научно-педагогических иссле¬дований [2, 99]. Изменение экологических условий на планете вследствие дисгармонического взаимодействия общества и приро¬ды, развития многоплановой деятельности в области природообразования обусловило возникновение многочисленных социально-экологических проблем, одна из которых - под¬готовка экологически грамотного учителя, способного профессионально решать задачи экологического образования и воспитания, потому что независимо от возраста и рода заня¬тий только экологически образованный человек готов к ре¬шению сложных задач по сохранению, обеспечению гармо¬нии социальной и природной среды.
Объектом исследования является процесс экологического воспитания школьников младших классов. Предметом исследования выступают методы экологического воспитания учащихся младших классов.
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что экологическое образование представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ори¬ентаций, нравственно-этических и эстетических отноше¬ний, обеспечивающих экологическую ответственность лич¬ности за состояние и улучшение социоприродной среды. Широкое внедрение в учебные планы и программы учебных заведений учебных дисциплин экологического цикла повышает уровень экологической грамотности всех социально-профессиональных групп.
II. Психолого-педагогические условия и организация процесса экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения
2.1. Методические направления экологического воспитания младших школьников, используемые на уроках природоведения
В процессе практической работы мной были проведены исследования, методической основой которых стал нижеследующий опыт учителей «Природоведения».
1. Курс экологии для начальной школы, разработанный ученым - практиком Л.Н. Ердаковым (г. Новосибирск)
С точки зрения создания нового курса, охватывающего более широкий материал по экологии, чем «Природоведение» интересен опыт Л.Н. Ердакова. Он отмечает, что в настоящее время существует немало литературы для познания экологии. «Сюда можно отнести любую детскую книгу, где в занимательной форме описана жизнь животных. Такими являются и часть сказок, где действуют персонажи из мира животных, а кроме того, не нарушаются экологические правила. [10,20]
Много экологических сказок создано Б. Заходером. К числу
экологических можно отнести и рассказы В. Бианки. Могут быть
полезными и некоторые русские народные сказки, если в них
есть цепь превращений: яйцо - в гусеницу, гусеница - в куколку, та - в бабочку. Очень экологичны взаимодействия волшебника и его непокорного ученика (ученик - в зерно, волшебник - в курицу; ученик - в карася, волшебник - тотчас в щуку; ученик - в утку, а волшебник - в сокола). Это уже иллюстрация фрагментов пищевых цепей, элементы сложных природных взаимодействий типа «хищник – жертва».
Взяв эти рассуждения во внимание, Л.Н. Ердаков придумал
экологические сюжеты о похождениях Эколобка. Его прототип Колобок сделан из теста и заведомо не несет никаких экологических свойств и специализаций. Такому персонажу можно приписывать различные особенности и помещать его в разные экологические ситуации. Эколобок становится членом многих биоценозов и вступает там во взаимоотношения с живой и неживой природой. На него воздействует среда, а он, в свою очередь, как-то ее изменяет.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание//Филосовские науки. 1991. №2. С. 186-190.
2. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. Шадринск: ШГПИ, 2000. 128 с.
3. Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Методика проведения занятий. М.: Лайда, Академия, 1995.
4. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.
5. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф. М.: Просвещение, 1981.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
7. Дежкин В. Беседы об экологии. М.: Молодая гвардия, 1975.
8. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес//Начальная школа. 1990. №5. С. 28-34.
9. Дре Ф. Экология. М.: Атомиздат, 1976.
10. Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников//Начальная школа. 1992. №11-12. С. 19-22.
11. Жестова Н.С. Проведение экскурсии в лес//Начальная школа. 1991. №7. С. 30-34.
12. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1984.
13. Зверев И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание//Воспитание школьников. 1985. № 6. С. 30-35.
14. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. М., 1980.
15. Иванова Т.С. Это удивительное природоведение. М.: Московское городское педагогическое общество, 2000.
16. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы//Начальная школа. 1989. №5. С. 25-27.
17. Клепинина З.А., Мельчаков Л.Ф. Природоведение. Учебник для 2 и 3 классов. М.: Просвещение, 1987.
18. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989.
19. Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы. //Начальная школа. 1988. №1. C. 25-27.
20. Матвеев А. КВН по природоведению. //Начальная школа. 1991. №6. C. 65.