Введение
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей.
В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия и продукции, у предприятий практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке.
С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.
Тема моей дипломной работы «Конкурентоспособность туристической фирмы и пути ее повышения». Актуальность изучения данной темы обусловлено тем, что в связи с увеличением количества туристических фирм особую актуальность приобретает проблема конкурентоспособности и для туристской сферы. Параллейно с этой проблемой, на первый план выходит проблема адекватной оценки конкурентоспособности фирмы. С помощью нее можно определить место фирмы в ряду конкурентов и установить параметры, по которым данное предприятие проигрывает, и которые должны быть скорректированы. В настоящее время конкурентоспособность является одной из важных интегральных характеристик, используемых для анализа эффективности экономической деятельности хозяйствующего субъекта.
Новой туристической фирме сложно выйти на рынок сейчас, когда он уже поделен. Но еще труднее удержаться на нем, а главное стать успешной, занять лидирующие позиции. В условиях жесткой конкуренции необходимо иметь четкие представления о своих преимуществах и стратегической конкурентоспособности. Если руководитель фирмы хочет добиться успеха, он в первую очередь, должен четко представлять сильные и слабые стороны своей деятельности.
Объектом нашего исследования будет молодая туристическая компания, работающая на рынке туруслуг всего два года. По организационно - правовой форме, являющаяся обществом с ограниченной ответственностью.
Цель нашего исследования – управление туристским предприятием, исходя их требований рынка, что позволяет предоставить потребителям требуемый тур продукт в определенное время и в определенном месте. Задачами будет:
Оценка рыночного потенциала предприятия;
Анализ емкости и доли рынка;
Изучение характеристик рынка;
Изучение деятельность конкурентов;
Анализ степени удовлетворенности потребителей предлагаемыми услугами.
Теоретической основой исследования послужили учебные пособия Ильиной Е. Н., Ушакова Д. С., Дуровича а так же, статистические материалы Нижегородского областного комитета государственной статистики, аналитические статьи отраслевых журналов, а также базы данных «Интернет».
Одной из основных задач исследований выбранного рынка является определение его емкости. Данный показатель демонстрирует принципиальную возможность работы на конкретном рынке.
Емкость рынка, которая в научной литературе по маркетингу трактуется как объем реализуемого товара или услуг на рынке и обычно рассчитывается в разрезе отдельных локальных рынков конкретных товаров или услуг (часто региональных) за определенный промежуток времени в физических единицах или стоимостном выражении. Емкость демонстрирует принципиально возможный объем сбыта и дает возможность оценить перспективность и привлекательность рынка.
Для товарного рынка емкость можно рассчитать как с точки зрения спроса, так и с точки зрения предложения. Для товарного рынка при определении емкости с точки зрения предложения, Беляевский И.К. предлагает оценивать производственный потенциал, который выражается в форме возможности произвести и представить на рынок определенный объем товаров1.
Тогда как для сферы услуг используется показатель, характеризующий материально-техническую базу. Мы не сможем использовать такой расчет, так как многие фирмы выступают в качестве турагентов. Они выставляют на рынок не свой турпродукт, а являются агентами и один и тот же тур может встречаться у многих компаний.
Список литературы
1. Губская М. В. Качество как фактор конкурентоспособности // www.publ.donntu.edu.ua
2. Ефремова М. В. Изучение услуг на нижегородском туристическом рынке //Маркетинг в России и за рубежом.- 2004.-№1.
3. Кротков А. М., Еленева Ю. Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки //Маркетинг в России и за рубежом.-2001.-№6.
4. Мохов Г.Кто и зачем открывает турфирмы? // Турбизнес.-2004.-№2
5. Осипов Е. Нижегородский туризм: куда ж нам плыть? // Турбизнес.-1999.-№12.
6. Официальный сайт города.//www.dzerzhinsknn.ru
7. Павлова О. Работа над отдыхом //Деловая неделя.-2003.-№6
8. Светуньков С. Г. Информационное обеспечение управление конкурентоспособностью // Бизнес и банки.- 2004.-№1.
9. Фролов Д. Типы конкурентных стратегий //Рекламодатель теория и практика.- 2002.-№4.
10. Адресно-телефонный справочник фирм Лидер Дзержинска 2004
11. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: Новости,2000.
12. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
13. Белявский И. К. Статистика рынка товаров и услуг.- М.: Финансы и статистика, 1995.
14. Боряев В. Е. Качество, безвредность и конкурентоспособность продуктов.- Белгород: БУПК, 1998.
15. Вильям Пети, Адам Смит, Давид Риккардо, Джон Мейнард, Милтон Фридмен. Классика экономической мысли.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000
16. Власова В. М. Основы предпринимательской деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1995.
17. Волкова О. Н. Экономика предприятия.- М.: ИНФРА - М, 2000.
18. Дурович А. П. Маркетинг в туризме. - Мн.: Новое знание, 2001.
19. Ильина Е. Н. Туризм - путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес.- М.: РМАТ, 1998.
20. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности.- М.: Финансы и статистика, 2003.
21. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы.- М.: Финансы и статистика, 2002.
22. Квартальнов В. А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2002.
23. Козырев В. М., Зорин И. В. И др. Менеджмент туризма: Экономика туризма.- М.: Финансы и статистика, 2001.
24. Краюхин Г. А. Методика анализа деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.- СПб., 1995.
25. Магомедов Ш. Ш. Рынок: товар, качество, конкурентоспособность. - Ставрополье: Кавказский край, 1999
26. Маркетинг / Под. ред. А. Н. Романова, Ю. Ю. Корлюгова и др. - М.: Изд-во ЮНИТИ, 1998.
27. Моисеева Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой. - М.: Финансы и статистика, 2000.
28. Муромкина И. Н. Использование методов маркетинговых исследований на рынке потребительских товаров.- Н. Новгород: НКИ, 1999.
29. Папирян Г. А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме.- М.: Финансы и статистика, 2000.
30. Российский статистический ежегодник 2003года
31. Ушаков Д. С. Прикладной туроперейтинг.- Ростов н/Д: Март, 2004.
32. Хайек Ф. А. фон. Дорога к рабству: Пер. с англ./ Предисл. Н. Я. Петракова. - М.: Экономика, 1992.
33. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования.- СПб.:Питер, 2000.
34. Шумпетер И. Теория экономического развития (исследование прибыли, капитала, кредита и цикла конъюнктуры). - М.: Прогресс, 1982
35. Экономика. / Под. ред. А. С. Булатова.- М.: Изд-во БЕК, 1997.
36. Экономика торгового предприятия. / Сост. Е. Ф.Третьякова. - Н. Новгород: НКИ, 1999.
37. Ядгаров Я. С. История экономических учений.- М.: Экономика, 1996.