Дипломная по теме: Маркетинговое исследование рынка бытовых услуг Восточного административного округа г.Москвы

Название работы: Маркетинговое исследование рынка бытовых услуг Восточного административного округа г.Москвы

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Маркетинг

Страниц:

275 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ______________________________________________________________________________5

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________________________________ 7

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

1.1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ____________ ____________13

1.2 УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ________________________23

1.3 ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА В РЕГИОНАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ______________________ ____40

1.4 ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ_________53

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

АНАЛИЗ СФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВАО Г. МОСКВЫ

2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ______________________ ______________________________58

2.2 ОБЪЕКТ И ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ_______________________________________________________59

2.3 МЕТОДИКА СБОРА ДАННЫХ, ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ДЕТАЛИ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ, ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ________________________________________________________________60

2.4 АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РАЙОНАХ ВАО______________________________________________________________64

2.5 АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ДОСТУПНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ БОН ВАО Г.МОСКВЫ________78

2.6 АНАЛИЗ КОЛИЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ БОН ВАО Г.МОСКВЫ_____________________________79

2.7 АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЙ БОН НА ОСНОВАНИИ ДАННЫХ АНКЕТИРОВАНИЯ_________ _____109

2.8 АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЙ БОН В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ_151

2.9 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПЛОЩАДЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ________________________________________________________________________________155

2.10 АНАЛИЗ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ВАО Г. МОСКВЫ__________________________________ ________________________________________160

2.11 СЕГМЕНТАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ БЫТОВЫХ УСЛУГ ВАО Г. МОСКВЫ____________________ 165

2.12 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ БЫТОВЫХ УСЛУГ В ВАО_______________166

2.13 ВЫЯВЛЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В БЫТОВЫХ УСЛУГАХ У ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИССЛЕДУЕМОГО РАЙОНА_________________________________________________________________170

2.14 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В БЫТОВЫХ УСЛУГАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИССЛЕДУЕМОГО РАЙОНА_______________________________________173

2.15 ПРИЧИНЫ ОТКАЗА ОТ ПОТРЕБЛЕНИЯ БЫТОВЫХ УСЛУГ_______________________________186

2.16 ВЫВОДЫ ПО АНАЛИЗУ СФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВАО Г. МОСКВЫ__________207

3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СФЕРЫ БОН В ВАО Г. МОСКВЫ_____________________________________233

ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________________________________254

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК__________________________________________________________262

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономики. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг.

По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль сферы услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг. Также услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными ), т. к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации товаров и услуг послепродажного обслуживания.

В условиях развития рыночных отношений и экономических преобразований, происходящих в нашей стране, наблюдаются и существенные изменения в сфере бытовых услуг.

На сегодняшний момент сформировался и достаточно динамично развивается рынок бытовых услуг в Москве. В частности в ВАО появилось большое количество парикмахерских салонов, фотоателье, прачечных, автосервисов, химчисток, видео-прокатов, саун, душевых, соляриев и т.д, предлагающих свои услуги потребителям с разными доходами. Если в 1999 году в округе насчитывалось около 500 предприятий сферы бытовых услуг, то к концу 2001 года их число возросло до 730.

Увеличение количества предприятий сферы бытовых услуг способствует возрастанию конкуренции, что заставляет их, в целях сохранения стабильного положения на рынке и повышения конкурентоспособности, расширять ассортимент традиционных услуг и включать новые, применять современное оборудование и инструмент, новейшие технологии и материалы, использовать прогрессивные методы сервисного обслуживания клиентов, а также рекламные воздействия.

Таким образом, возрастает роль маркетинга и маркетинговых исследований в их деятельности. Руководителям и менеджерам предприятий сферы бытовых услуг приходится постоянно отслеживать (осуществлять маркетинговую разведку) рыночную ситуацию, чтобы своевременно среагировать на происходящие изменения.

Большинство предприятий Москвы, оказывающих бытовые услуги – малые предприятия или индивидуальные частные предприниматели, которым необходима поддержка со стороны администрации города. Региональные маркетинговые исследования могут обеспечить органы местного управления полной, своевременной и достоверной информацией об экономической ситуации, складывающейся на предприятиях данной сферы, о влиянии их деятельности на социально-экономическую ситуацию в городе в целом.

Маркетинговые исследования с одной стороны должны служить основой информационного обеспечения управления данной сферой, и, следовательно, могут рассматриваться как обеспечивающая подсистема системы управления, с другой стороны – являются одними из инструментом информационной поддержки управления.

Проводя исследовательскую работу по выше указанной теме, мы поставили себе следующие цели и задачи:

Цель дипломной работы состоит в разработке комплекса научно-методических и практических рекомендаций по совершенствованию, функционирования предприятий сферы бытового обслуживания населения ВАО, учитывающих социально-экономические, демографические, территориальные и другие особенности округа, а так же определение путей повышения уровня обеспеченности бытовыми услугами населения районов округа за счет оптимизации размещения предприятий (в соответствие со спросом).

В соответствии с этой целью в дипломной работе были поставлены следующие задачи:

• Изучение современных тенденций развития сферы услуг. Обоснование места и роли сферы услуг в экономике города;

• Анализ основных особенностей маркетинга услуг, влияющих на методы и организацию проведения маркетинговых исследований;

• Определение роли маркетинговых исследований в региональном управлении;

• Изучение существующей организации управления бытовым обслуживанием, выявление ее недостатков и существующих проблем;

• Изучение состояния сферы услуг ВАО;

• Разработка рекомендации по совершенствованию организации управления сферой бытового обслуживания населения ВАО;

• Прогнозирование развития бытового обслуживания населения ВАО;

Объектом исследования являются предприятия и организации, оказывающие бытовые услуги в ВАО и резиденты данного округа. Предмет исследования – организационно-экономические отношения, возникающие в процессе производственно-хозяйственной, управленческой и финансовой деятельности предприятий и организаций, оказывающих бытовые услуги населению, выявление ряда проблем, присущих предприятиям данной сферы и разработка мероприятий по их преодолению;

В качестве инструментов исследования при сборе информации использовались:

• анкетирование предприятий сферы БОН;

• опрос потребителей ВАО;

при анализе, полученной информации:

• диалектический метод познания;

• методы экономико-статистического и социального анализа;

• методы маркетингового анализа;

• методы сравнения и группировок;

• методы экспертных оценок;

• методы научной экстраполяции и логического анализа.

Информационную базу составили материалы региональной и местной статистики, научные труды российских и зарубежных специалистов данной сферы услуг; результаты проведенного анкетирования руководителей предприятий бытового обслуживания и населения ВАО.

Научная новизна дипломной работы состоит в комплексном, программно-целевом подходе к разработке методических и практических рекомендаций по совершенствованию функционирования предприятий бытового обслуживания населения ВАО. Определение основных показателей состояния и направления развития сферы БОН в муниципальных районах ВАО г. Москвы. Данное исследование предприятий БОН ВАО проводится впервые, и поэтому полученные данные представляют непосредственную новизну и актуальность, вдобавок на основе анализа будет сделан проект развития бытовых услуг в муниципальных районах ВАО г. Москвы.

В результате проведенного исследования авторами были получены следующие результаты:

• Выявлены и обоснованы специфические особенности развития рынка бытовых услуг ВАО.

• Разработаны рекомендации по совершенствованию сферы бытового обслуживания населения ВАО.

Практическая значимость исследования состоит и в том, что его основные положения и практические рекомендации могут быть использованы муниципальными органами власти для координации процесса развития рынка бытовых услуг округа при разработке программ по поддержке предприятий бытового обслуживания населения с целью оптимизации их деятельности и повышения финансовой устойчивости.

Структура работы. Поставленная цель и задачи исследования определили логику построения диплома: от исследования состояния и обоснования тенденций развития сферы бытовых услуг к изучению специфических особенностей функционирования предприятий бытового обслуживания и разработке на этой основе рекомендаций для повышения эффективности функционирования этой сферы.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы дипломной работы, формулируются ее цель и задачи, определяются объект и предмет исследования, раскрыты научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы сферы бытового обслуживания.

Комплексный материал исследования сферы бытовых услуг в Восточном административном округе расположен в аналитической части дипломной работы, где представлены статистические данные, характеризующие потребительский рынок бытовых услуг.

Основные результаты проведенного исследования и предлагаемые рекомендации излагаются в проектной части работы.

Предприятия БОН во всех районах округа расположены неравномерно, центрами концентрации обычно выступают станции метро, зоны с высокой миграционной посещаемостью.

Поскольку транспортное сообщение Восточного административного округа развито достаточно хорошо, добраться до любого предприятия БОН возможно на транспорте.

Среднее время ожидания прихода транспортного средства к остановочному пункту можно определить, проанализировав количество маршрутов в каждом районе и частоту движения транспорта (приложение Ж).

В среднем по округу, время ожидания транспортного средства составляет 15-20 мин. Наибольшее время ожидания существует в районах Метрогородок (26 мин), Косино-Ухтомский (22 мин) и п. Восточный (20 мин). Учитывая, что в эти районы характеризуются малым количеством предприятий, ареал обслуживания которых соответствует нормативам пешеходной доступности, при организации новых предприятий в округе следует ориентироваться прежде всего на них.

В ведении префектуры ВАО на сегодняшний день находится 675 предприятий и приемных пунктов сферы бытовых услуг. Их характеристика определена по состоянию на 01.01.2001 года (на основе данных "Дислокации предприятий бытового обслуживания размещенных на территории ВАО, а также по результатам опроса предприятий БОН ВАО).

Характеристика предприятий бытового обслуживания населения, а именно информация о организационно-правовой форме, ф.и.о. руководителя, режимах работы, занимаемой площади, о фактической и проектной численности рабочих мест на этих предприятиях получена из дислокации предприятий бон, предоставленной префектурой ВАО.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. http://www.4p.ru

2. http://www.7st.ru

3. http://www.altai-biz.com

4. http://www.chelyabinsk.ru/agency

5. http://www.delo.ru/toolkit

6. http://www.gaap.ru

7. http://www.marketing.spb.ru

8. http://www.marketingandresearch.ru

9. http://www.molservice.ru

10. http://www.mos.ru

11. http://www.mosk.ru

12. http://www.moskva.far.ru

13. http://www.mosstat.ru

14. http://www.mostrans.ru

15. http://www.nw-innovations.ru

16. http://www.potreb.ru

17. http://www.predprin.wallst.ru

18. http://www.raspisaniya.ru

19. http://www.rcsme.ru

20. http://www.smesupport.org

21. http://www.transport2.narod.ru

22. http://www.vao.ru

23. http://www-win.innov.ru

24. Закон РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. От 17.12.1999г. № 212-ФЗ)

25. ФЗ N88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14 июня 1995 г. (с изменениями от 31 июля 1998 г.)

26. Постановление N 1025 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в РФ" от 15 августа 1997 г. (в ред. От 30.09.2000 г. №742)

27. Постановление Правительства Москвы N 248 "О состоянии и мерах по развитию бытового обслуживания населения Москвы в 1998-2000 гг." (от 31.04.1998 г.)

28. Постановление Правительства Москвы "О комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2001-2003 гг." (от 23.01.01 г. N 87-ПП)

29. Астраханцев В.В. Диссертационная работа "Планирование деятельности предприятий бытового обслуживания населения в условиях рыночных отношений." М.: 1996

30. Бушуева И.В "Изучение спроса и предложения услуг как основа формирования региональной политики развития потребительского рынка"

31. Бушуева И.В. Диссертационная работа "Управление бытовым обслуживанием на региональном уровне". М.:1996

32. Западворов В.С., Западворова А.В. "Экономика города": Учебное пособие. –М.: "Магистр", 1998 –272 стр.

33. Князева И.Г., Коломыдцева Ю. А., Ласкина Т.В."Связь регионального маркетинга услуг с маркетингом региона"

34. Колгушкина А.В. Диссертационная работа "Информационное обеспечение планирования развития бытового обслуживания населения на региональном и внутрифирменном уровнях". М.: 1997

35. Колечкина И.П. "Маркетинг в муниципальном управлении".-М: "Наука", 1999

36. Коровин Е.М. Диссертационная работа "Оптимизация сети предприятий бытового обслуживания населения региона на основе применения стратифицированных нормативов". М.: 2000

37. Кузьминых К.А. Диссертационная работа "Совершенствование организации функционирования сферы бытового обслуживания населения в малых городах". М: 2001 (с.3-31; 104-120)

38. Новикова Н.Г. Диссертационная работа "Управление деятельностью предприятий бытового обслуживания населения с учетом фактора риска (на примере Московского региона)" М.:1997

39. Областная целевая программа "Развитие бытового обслуживания населения Новосибирской области на 2001 - 2003 г.г."

40. Панкрухин А.П. "Маркетинг города, муниципального образования" -М: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 2000

41. Песоцкая Е.В. "Маркетинг услуг"-СПб: "Питер", 2000

42. Погребова Е.С Аннотационный отчет. "Анализ предприятий бытового обслуживания района "Гольяново".

43. Погребова Е.С., Сюткин Г.Н. "Применение методик регионального маркетинга при разработке программы развития бытового обслуживания муниципального района "Гольяново" г. Москвы.

44. Скорниченко Н.Н. Диссертационная работа "Организация маркетинговых исследований в сфере услуг (г.Тольятти)" М.: 1999 (с.3-5; 24; 71-83)

45. Федотов А.В. Диссертационная работа "Совершенствование организации управления предприятиями бытового обслуживания в условиях формирования рыночных отношений." М.: 1999

46. Христофорова И.В. Диссертационная работа "Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятиях бытового обслуживания населения (на примере предприятий по пошиву одежды)" М.: 1997

47. Швальбе Х. "Практика маркетинга средних и мелких предприятий". -М., "Республика",1993

48. Юрочкина Е.Ю. Диссертационная работа "Разработка целевой комплексной региональной программы развития предпринимательства в бытовом обслуживании населения (на примере малых городов республики Башкирия)" М.:1998

Похожие работы на данную тему