Введение
Диагностика уровня развития высших психических функций (ВПФ) учеников начальных классов в последнее время становится все более актуальной по двум причинам.
Первая — это необходимость качественной диагностики уровня развития ВПФ неуспевающих в школе детей (половину из которых составляют дети с задержкой психического развития) с целью оказания им адресной коррекционной помощи.
Вторая — это тенденция к индивидуализации школьного образования с учетом специфики и уровня развития психических функций ребенка. В этом случае диагностика типа развития психических функций позволит подобрать наиболее эффективные педагогические приемы для каждого ребенка.
Наиболее адекватным вышеназванным целям является нейропсихологический подход к диагностике состояния ВПФ, который позволяет выявить неоднородность детской популяции и дать индивидуальную характеристику состояния психических функций ребенка. Так, были выделены разные варианты развития ВПФ в норме: у детей с преимущественной незрелостью функций программирования и контроля; у детей с лево- или правополушарной стратегией приема, переработки и хранения информации.
Неравномерность развития ВПФ, свойственная норме, в еще большей степени выражена у детей, имеющих ЗПР. Исследования психологов показывают, что наряду с эмоционально-волевой и личностной незрелостью у таких детей отмечается и несформированность отдельных ВПФ, особенно программирования и контроля и левополушарных гностических функций. При этом современные исследования подтверждают точку зрения Л.С. Выготского о том, что закономерности психического развития в норме и в условиях задержанного развития сходны.
Обучающий эксперимент
Наряду с констатирующим экспериментом, для диагностики умственного развития обязательно используется обучающий эксперимент, который обычно неразрывно связан с констатирующим. При выполнении тех или иных заданий педагог оказывает ребенку определенную помощь и отмечает, принимает ли он эту помощь и переносит ли он усвоенный способ действия в новые задания. Так, ребенок с ЗПР и умственно отсталый дошкольник в констатирующем эксперименте могут показать сходные трудности при выполнении тех или иных заданий, однако в обучающем эксперименте они проявят существенные качественные различия, которые имеют важное значение для дифференциальной диагностики. Ребенок с ЗПР принимает оказываемую ему помощь педагога и переносит ее в выполнение новых заданий. Умственно отсталый ребенок к этому, как правило, не способен. Таким образом, в обучающем эксперименте проверяется предварительное предположение о специфике интеллектуальной недостаточности у ребенка. Обучающий эксперимент проводится в процессе специально организованного педагогического воздействия. Помощь, оказываемая ребенку, строго регламентируется. При оценке показателей обязательно учитывается объем и качество помощи, необходимых для правильного выполнения заданий, а также возможность переноса сформированного навыка в новые условия.
Важное значение имеет дифференциация видов помощи, оказываемой ребенку. Так, эта помощь может иметь лишь стимулирующий характер, либо требуется дополнительное объяснение, введение наглядности, непосредственное участие педагогов в выполнении задания. Например, педагог в присутствии ребенка складывает разрезанную картинку, составляет рассказ по серии сюжетных картинок, классифицирует предметы и т.п. Важно, чтобы проведение каждого обучающего эксперимента было тщательно разработано. Полученные таким путем данные имеют важное значение для предварительного прогноза обучаемости ребенка.
Нейропсихологическое и логопедическое обследование.
При нейропсихологическом обследовании дошкольника особенно важное значение имеет определение его потенциальных возможностей с помощью диагностико - обучающего подхода. Обследование всегда проводится в виде игры. Оно включает следующие основные задания:
Список литературы
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 1972.
2. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Нейропсихологические методы диагностики развития высших психических функций. Часть III. Методы исследования процессов обработки зрительной информации. М., 1992.
3. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки / Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий // Под ред. Е.Д. Холмской, В.А. Москвина. М.— Оренбург, 2000.
4. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей //Дефектология. 1975. № 6.
5. Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка //Собр. соч. в 6 тт. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.
6. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: РПА, 1997.
7. Манелис Н.Г. Формирование высших психических функций у детей с задержанным вариантом отклоняющегося развития. Нейропсихологический анализ // Школа здоровья. 2001. № 2.
8. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.: Коменс-центр, 1993.
9. Марютина Т.М. Психофизиологические аспекты развития ребенка // Школа здоровья. 1994. № 1.
10. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М.: ИнтелТех, 1994.
11. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.
12. Ченцов Н.Ю. Нарушения пространственных представлений при локальных поражениях мозга в детском возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1983.
13. Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников: разработка критериев оценки: Дис. канд. психол. наук. М., 1998.
14. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Он же. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. - М., 1983.
15. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Он же. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. - М., 1983.
16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если Ваш ребенок отстает в развитии. - М., 1993.
17. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М., Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. — М., 1981.
18. Запорожец А.В. Развитие мышления // Психология детей дошкольного возраста. — М., 1964.
19. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. — М., 1985.
20. Запорожец А.В., Лисина М.Н. Развитие общения у дошкольников. — М., 1974.
21. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979.
22. Лебединская В.В. Нарушение психического развития у детей. — М., 1985.
23. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
24. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.
25. Марковская И.Ф., Лебединский В.В., Лебединская К.С. Прогностическое значение нарушения высших корковых функций у детей с задержкой психического развития. Нейропсихологические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии. - Л., 1981.
26. Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в Школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск, 1992.
27. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М., 1992.
28. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста Т. 3. — М', 1965.
29. Тинголе-Михаэлис К. Дети с недостатками развития. — М., 1988.
30. Юн Г. Дети с отклонениями: Родители о своих детях. — Кишинев, 1987.
31. Хейссерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. — М., 1964.