Огромное значение автомобильный транспорт имеет для жизни населения страны как в городах, так и в сельской местности. Он способствует подъему жизни народа в экономическом и культурно-бытовом отношении, устранению социально-экономических и культурных различий между городом и деревней, выравниванию условий жизни населения центральных областей и отдельных районов страны.
Основной задачей автотранспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышения эффективности и качества работы транспортной системы.
Данная работа посвящена такому разделу экономики автотранспортных предприятий, как затраты на оказание автотранспортных услуг различных видов и различными типами автотранспортных средств.
Затраты на оказание автотранспортных услуг, то есть структура себестоимости услуг, являются важными показателями, характеризующими работу автотранспортного цеха. От их уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Анализ затрат на оказание автотранспортных услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости автотранспортных услуг.
Анализ затрат на автотранспортные услуги актуален до сих пор. В условиях рынка, когда фактор неопределенности достаточно высок, предприятию необходимо знать как структуру своих затрат, так и причины, вызвавшие их изменения.
Проведение анализа затрат на автотранспортные услуги позволяет руководству предприятия принимать обоснованные решения по изменению объемов работ, договорных отношения с поставщиками материальных ресурсов, с потребителями автотранспортных услуг.
Исследования проводятся на базе муниципального предприятия «Комбинат благоустройства». Данное предприятие имеет большой и разнообразный по своему типажу и назначению парк автотранспортных средств.
Анализ затрат такого разнообразного подвижного состава достаточно трудоемок, так как для каждого вида автотранспортных средств имеются свои особенности формирования себестоимости.
Необходимость проведения анализа затрат обуславливается рыночными реалиями нашей экономики. Предприятию необходимо всегда следить за своими расходами, эффективностью использования ресурсов, так как от этого зависит жизнеспособность предприятия.
Используемые в работе методы исследования затрат на автотранспортный цех в дальнейшем можно использовать и для проведения анализа затрат других предприятий.
Предприятие обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, бланки, штампы и печати со своим наименованием (в том числе и гербовую), иные реквизиты со своим наименованием.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, нормативными актами, регулирующими деятельность государственных и муниципальных предприятий, решениями городского Совета народных депутатов, постановлениями и распоряжениями Учредителя и администрации города, изданными в пределах их полномочий и в соответствии с Уставом.
Предприятие приобретает от своего имени имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судебных органах.
Предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия, на которое в соответствии с действующим законодательством может быть обращено взыскание.
Учредитель не несет ответственности по обязательствам Учредителя.
Предприятие организовано для производства продукции, выполнения работ и услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
В соответствии с Уставом комбината, предприятие имеет право:
самостоятельно планировать и осуществлять свою деятельность;
определять перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями (покупателями продукции, работ, услуг, в том числе с государственными органами и поставщиками материально-технических ресурсов);
создавать новые структурные подразделения по оказанию услуг и производству товаров народного потребления;
входить с согласия Учредителя в состав объединений, союзов, ассоциаций и других структурных образований, сохраняя свою самостоятельность и права юридического лица;
проявлять инициативу в приватизации предприятия;
заключать договора с любыми контрагентами (предприятиями, органами власти, организациями и гражданами);
распоряжаться выпускаемой продукцией с учетом муниципального заказа, полученной прибыли, пользоваться на договорной основе кредитов финансово-кредитных учреждений для осуществления своей деятельности;
самостоятельно, или на договорной основе устанавливать цены и тарифы на работы и услуги, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, в которых применяются государственные цены и тарифы;
приобретать для собственных нужд, брать в аренду или принимать безвозмездно любое имущество:
проводить отчуждение имущества предприятия или сдачу в аренду с согласия Учредителя;
самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством;
не предоставлять информацию, представляющую коммерческую тайну, определяемую руководителем предприятия, согласованную учредителем с учетом требований действующего законодательства;
развивать другие виды деятельности, поправленные на достижение целей, создания предприятия, при необходимости внося с согласия учредителя изменения в учредительные документы;
быть истцом и ответчиком в суде или арбитражном суде;
дополнительно за счет бюджета и внебюджетных средств получать для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом, средства из городского бюджета и внебюджетных фондов в пределах утвержденных администрацией города смет и планов развития предприятия.
На основании проведенного анализа можно сказать, что:
Максимальный удельный вес в структуре затрат на оказание автотранспортных услуг имеют такие затраты как заработная плата водителей с начислениями и затраты на топливо.
Максимальный рост наблюдался по таким статьям затрат как износ и ремонт шин, а также по общехозяйственным расходам.
На фоне небольшого увеличения объема работ и снижения величины дохода в 2002 году негативно выглядят такие тенденции в изменении затрат, как неоправданный рост заработной платы водителей и значительный необоснованный рост общехозяйственных расходов
Увеличение затрат на оказание автотранспортных услуг на 9,35% произошло в основном под влиянием роста затрат на один машино-час работы. Увеличение объемов работ на 1,045% привело к снижению общего объема затрат на 1,03%.
Рост затрат на один машино-час работ на 10,39% произошло в следствие относительного отклонения по себестоимости (то есть из-за необоснованного перерасхода) на 8,53% и под влиянием допустимого отклонения по общей сумме затрат, которое составило 1,85%.
Изменение в структуре себестоимости привело к снижению себестоимости на 1,77%, в том числе, за счет изменения доли переменных расходов – на 1,49%, доли постоянных расходов – на 0,26%.
Максимальное влияние на изменение себестоимости оказал рост заработной платы с начислениями.
Таким образом, на предприятии проявляется необоснованное повышение затрат на оказание автотранспортных услуг, что негативно сказывается на его финансовых результатах, а также указывает на неэффективное использование материальных и трудовых ресурсов.
Расчет эффективности снижения затрат на автотранспортные услуги показал, что наиболее чувствителен к этому процессу цех озеленения, поэтому было предложение провести обновление подвижного состава на данном участке, что приведет к снижению затрат на 6%. Точка окупаемости проекта – пять месяцев, а необходимые капиталовложения – 700 тыс. руб.
Обновление подвижного состава приведет:
к росту доли переменных затрат (на 0,024)
снижению доли постоянных затрат (на 0,024)
предприятии играет немаловажную роль в работе экономиста, так как в этой сфере деятельности предприятия заложены большие резервы для повышения эффективности работы предприятия.
Данная дипломная работа была посвящена вопросу анализа затрат на автотранспортные средства Муниципального предприятия «Комбинат благоустройств», которое имеет обширный и многообразный подвижной состав и затраты на него играют значительную роль в формировании финансового результата деятельности предприятия в целом.
Характеристика предприятия показала нам, что анализируемое предприятие является хозяйствующим субъектом со сложной структурой, обусловленной тем, что на предприятие возложены достаточно разнообразные функции. Помимо своей прямой деятельности – благоустройства города, МП КБУ осуществляется и другие работы, в том числе для населения.
Рассматривая автотранспортный цех предприятия, мы видим, что основу подвижного состава составляют грузовые автомобили и специальные автомобили (43% и 36% соответственно). Это связано с характером работ, выполняемых МП КБУ – выполнение муниципального заказа 33% от общего объема работ, обслуживание работ – 27%, капитальный ремонт 15, прочие – 25%.
Коэффициенты технической готовности и выпуска автомобилей на линию имеют рост (коэффициент технической готовности до 10%, коэффициент выпуска автомобилей на линию – до 14%), что указывает на повышение эффективности использования автотранспортных средств.
Однако, хотя рост объемов работ АТЦ имел место (+153,8 тыс. руб.), финансовый результат был снижен вследствие роста затрат на единицу