Каждому предприятию перед тем, как планировать объем производ-ства, фор¬мировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким це¬нам оно будет продавать. Для этого нуж¬но изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потен¬циальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, до¬ступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят конечные финансовые результаты, вос¬производство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия.
С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, но-вых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регу-лирования про¬изводства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.
Основными задачами маркетингового анализа являются:
изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответст-вующего объема и ассортимента;
анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию и оценка степени риска невостребованной продукции;
оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повы-шения ее уровня;
разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;
оценка эффективности производства и сбыта продукции.
Известно, что теория хорошо познается только на практике. Поэтому теоретические аспекты будут тесно переплетаться с практическим материа-лом. Для этого будут использованы реальные материалы московского фит-нес-клуба “Maxisport”. Отсюда еще одной задачей вытекает разработка на основе результатов анализа рекомендаций по реализации разработанной маркетинговой стратегии.
Маркетинг должен занять центральное место в структуре управления, так как ему принадлежит ведущая роль в организации полноценного рыночного хозяйства, полностью ориентированного на реальных и потенциальных потребителей товаров и услуг.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, выводов и предложений, списка использованной литературы.
Первая глава освещает основные функции и цели маркетинга, его роль в деятельности предприятия. Также в этой главе раскрываются методы и необходимость составления плана маркетинга.
Вторая, основная глава анализирует состояние фитнес-услуг в Москве. В этой главе был проведен маркетинговый анализ рынка, а также анализ сбытовой деятельности предприятия.
В третьей, заключительной главе предлагаются пути совершенствова-ния организации маркетинговой деятельности фитнес-клубов “Maxisport”.
По представленным выше результатам, индекс удовлетворенности в клубе “Совершенство” составил 3,68 балла, в клубе “Мега” – 3,82, в клубе “Джаз” – 4,25 (из 5 возможных), т.е. потребители данных клубов скорее удовлетворены, чем неудовлетворенны, но лидирующее положение занимает клуб “Джаз”.
В ходе маркетингового исследования мы выявили:
- общие черты среднестатистического потребителя фитнес-клубов Моск-вы, это женщины (71%) в возрасте 19 – 28 лет. Служащие, либо студенты. С высшим или незаконченным высшим образованием, с различными доходами ( в зависимости от сегмента).
- основные факторы, определяющие выбор потребителей фитнес-клубов: для сегмента потребителей с доходом менее 3000 рублей это доступность цен; для сегмента потребителей с доходом 3000 и выше это качество предлагаемых услуг и их разнообразие.
- основной услугой фитнес-центров является непосредственно фитнес-зал 71% (среднее). В меньшей степени посетители пользуются тренажёрным залом (это объясняется тем, что основным целевым сегментом являются женщины). Среди дополнительных услуг популярностью пользуются массаж, сауна и солярий.
- главным бонусом в данных клубах является скидка.
- если цены в данных клубах увеличатся на 15-20%, это не отразится на посещаемости клиентов. При повышении цен на 50% и выше клиенты перейдут в другой клуб (что недопустимо для бизнеса), следовательно, у них достаточно высокая ценовая чувствительность.
- проведя анализ результатов анкетирования, мы выяснили, что клиенты фитнес-клубов удовлетворены услугами клубов лишь на 73% (среднее).
Гипотеза №1 Люди руководствуются при выборе клуба его близостью к дому (не характерно для клубов расположенных в центре Москвы, т.к. там расположено много организаций и учебных заведений) не подтвердилась, т.к. ни в одном клубе не был отмечен этот ответ как главный аспект при выборе
1. Аренков И.А., Ченцов В.И. Маркетинговые исследования./Под ред. проф. Багиева Г.Л. - М., 2006.
2. Аренков И.А. Маркетинговые исследования: основы теории и методи-ки. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006.
3. Афанасьева Н.В., Багиев Г.Л., Лейдиг Г. Концепция и инструментарий эффективного предпринимательства: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУ-ЭФ, 2006.
4. Аунапу Ф.Ф. Научные методы принятия решений в управлении произ-водством. - М.: Экономика, 2005.
5. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информа-ции. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2007.
6. Багиев Г.Л., Аренков И.А., Мартынова М.В. Benchmarking в разработке стратегий маркетинга // Маркетинг в системе управления предпринимательством. - Киев, 2006.
7. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006.
8. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга: Учеб. по-собие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2005.
9. Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория анализа хозяйственной дея-тельности. -М.: Финансы и статистика, 2005.
10. Балабанов И.Г. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финасирование и статистика, 2006.
11. Бир Ст. Наука управления. - М.: Энергия, 2005.
12. Блюмберг В.А., Глущенко В.Ф. Какое решение лучше? Метод расста-новки приоритетов. – М., 2005.
13. Введение в рыночную экономику: Под ред. А.Я.Лившица, И.Н.Никулиной. - М.: Высш. шк., 2005. - 447 с.