Важным в этом случае становится изучение благотворительности и меценатства в его диалектике, а именно – в 19 веке в зарубежных странах, когда процессы перешли на качественно новый уровень, в связи с начинавшейся промышленной революции.
Мы понимаем благотворительность как закономерную особенность отечественной культуры, как вид социально-культурной деятельности, складывающийся под воздействием окружающего мира и факторов, направленных на осуществление культурной политики государства. Кроме того, благотворительность - показатель отношения общества и государства к культуре нации, народа, инструмент формирования культуры личности.
Благотворительность - категория культурологического знания, формирующаяся на основе традиционного сознания и системы мировоззрения, складывающихся на протяжении многих лет в процессе социализации общества и включающих представления о приоритетах, нормах и моделях поведения человека в социокультурном пространстве конкретного региона. Важным элементом благотворительности является традиция, которая определяет её направленность и формируется на основе взаимодействия организаций и учреждений, распространяющих систему взглядов, отношений, нововведений, трансформирующихся в формы культуры и культурного наследия .
Институт благотворительности - самостоятельная подсистема общей системы социализации личности в конкретном культурном пространстве, интегрирующая духовные процессы в ценностные, познавательные, коммуникативные, образовательные аспекты жизнедеятельности человека. Он основан на принципе функциональной избирательности и взаимной согласованности форм и видов социокультурной деятельности, в основе которой - концепция посредничества, организующая диалог между попечителями и адресатом, трансляцию ценностей культуры, формирование эффективных форм работы. Реализация планов благотворительных институтов опирается на профессиональную компетенцию лиц, занимающихся этой деятельностью.
Его брат Гюстав известен как крупный филантроп и руководитель франко-еврейской общины. Другой его брат - Эдмон сыграл выдающуюся роль в истории еврейского народа. Он известен своей деятельностью в деле колонизации Эрец Израиль (в то время Палестины). 1882 год остался в истории как год начала серии погромов в России. Начался исход евреев из Восточной Европы, в том числе и в Палестину. Эдмон пожертвовал деньги на создание нескольких поселений. Он привёз виноградные лозы и экспертов из имения Шато Лафитт и построил огромные подвалы, используемые и сейчас. В 1887 году он прибыл в Яффу на яхте, в которой была оборудована синагога. Его деятельность натолкнулась на противодействие местных ортодоксальных религиозных кругов. В 1889 году раввины потребовали остановить работы, поскольку наступил седьмой год. Кризис был преодолён путем фиктивной продажи земли неевреям на этот год. Были у него трения и с сионистами. Он считал массовую эмиграцию и идею Герцеля о еврейской государственности утопией. В результате ему пришлось заявить: "Без меня сионисты ничего не могли бы сделать, но и без сионистов моя работа зашла бы в тупик". Впоследствии он передал административные дела Еврейской колониальной ассоциации. Но он продолжал вкладывать деньги в ряд новых промышленных и сельскохозяйственных компаний на Земле Израиля. В 1929 году его избрали почётным президентом Еврейского агентства. (Сохнут). Он умер в 1934 году и похоронен вместе с женой в поселении Зихрон Яков. Его сын Арманд продолжал активную сионистскую деятельность и щедрые пожертвования в Эре Израиль. Вдова Армада - Вороти пожертвовала 6 миллионов израильских лир на строительство здания Кнессета. Активное участие в этом принимали и другие члены его семьи.
Родоначальником английской ветви семьи был Натан Ротшильд. У них с женой Ханной родились четыре сына. Лайонел стал главой банка. Энтони стал первым президентом Союза ашкеназийских конгрегаций в Лондоне. Натаниел стал известным коллекционером искусства. Младший Майер Карл стал известным спортсменом, победителем на гонках верховых лошадей в Дерби. Банк Ротшильдов активно участвовал в важных правительственных займах, пошедших на освобождение рабов в Америке, на помощь голодающим Ирландии в 1847 году, на покупку акций Суэцкого канала.
84. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз (первое полугодие 1995 года) / РАН. Ин-т социально-политических исследований. М.: Academia, 1995.
85. Социальная политика переходного периода / Общественные науки и современность. 1994. № 6.
86. Социальное положение в мире (сравнительный анализ развитых стран и государств СНГ). М.: РАН, 1992.
87. Социальные ориентиры изменяющегося общества: Сб. статей РАН. М., 1993.
88. Сущенко В.А. История российского предпринимательства. - Ростов- на - Дону, 1997.
89. Сущенко В.А. Предпринимательство на трех этапах российской модернизации (вт. пол. XIX - XX в.в.). - Ростов - на - Дону, 2000.
90. Сырямкина Е.Г., Маргиева Е.В., Воронина Т.Д., Румянцева Т.Б., Кузнецов С.С. Благотворительные организации: проблемы и перспективы. - Томск: издательство НТЛ, 1999. - 100с.
91. Тезисы докладов и выступлений научно-практической конференции "Купцы Морозовы - рос. Предприниматели и меценаты": (Юбил. Мороз. чтения 20-22 февр. 1997 г.) : 200-летие торгово-промышл. Дела Морозовых / Администрация г.Орехово-Зуево. - Орехово-Зуево, 1997. - 130 с., ил
92. Темникова Л.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук / Темникова Л.А.; Белгор. гос. технол. акад. строит. материалов. - Белгород, 1996. - 20 с.
93. Теория и методика социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. М.: Союз, 1994. Ч. 1 — 2.
94. Теория и методика социальной работы. / Под ред. П.Д. Павленка. М.: ГАСБУ, 1993. Вып. 1; 1995. Вып. 2.
95. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20 т. М., 1965. Т. 17
96. Ушинский К.Д. Необходимость ремесленных школ в столицах // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т.2. М., 1988
97. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. Т.2. М., 1988
98. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т.2.М., 1988
99. Фандрейзннг как форма благотворительности в культуре. Г.В, Жуков / Духовное возрождение России: образование и культура. Науч. - приктич. конф. Краснодар, 2002. -
100. Филантропия: милостыня или социальная инженерия? / Р.Г.Апресян // ОНС: Обществ. Науки и современность. - М., 1998. - N 5. - С. 51-60.
101. Функции благотворительности и их характеристика / Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона. Региональная науч. - практич. конф. молодых ученых. - Краснодар, 2002.
102. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. М., 1998.
103. Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993 — 1994.