ВВЕДЕНИЕ.
Современное общественное сознание испытывает дефицит ценностей, ушедших вместе с коммунистичской эпохой. Предпринимаются разные попытки “заполнения вакуума”: идут поиски “национальной идеи”, сближения школы и церкви, разработки программы массового патриотического воспитания на первое десятилетие ХХI века. Между тем, как за плечами у нас тысячелетия истории и неотвлеченные, живые примеры патриотизма и сострадательного отношения к человеку, бескорыстия и подвижничества, продуктивного, разумного труда, отношения к Богу, роду, семье, детям, искусству, образованию – всего того, что составляет духовную основу благотворительности и помогает переосмыслить ценности, лежащие в основе современного образования и воспитания.
Сложное, противоречивое становление гражданского общества, в том числе, в образовании, его развитие как открытой общественно-государственной системы, также сталкивается с недостатком культурно-интеллектуальных ресурсов, влиятельных сил и средств. Между тем, благотворительная деятельность в ее разных видых и формах, эволюционизирующая в мировой практике от стихийной благотворительности к организованной социальной работе, развитие меценатства, спонсорства, попечительства как частных и общественных форм поддержки культуры и образования является одним из важных факторов становления гражданского общества в образовании, цивилизованным образцом диалога бизнеса и власти, изменения общественного отношения к образованию и его роли в жизненном благополучии человека и страны.
§ 2.2. Личностный характер попечительской деятелности в сфере образования.
Благотворительная деятельность может носить как групповой, коллективный, общественный, так и личностный характер. Может быть стихийной или организованной. Осуществляться общественными организациями или отдельными людьми. В последнем случае благотворительность связана преимущественно с частной инициативой, проявляющейся, как правило стихийно и принимающей форму личного сострадания, личной опосредствованной помощи тем, кто в ней нуждается. По мере формировния государсвенных стуктур и отношений, обеспечивающих устойчивое существование крупных человеческих объединений, государство, заинтересованное в сохранении и развитии своего социокультурного фундамента, также начинает играть заметную роль в деле благотворительности, внося в него целесообразность и организованность. При этом сознательно организованная государством или обществом благотворительность чаще всего понимается как благотворительность цивилизованная.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Боборыкин Б.П. / Вестник Европы, 1881. № 3.
2. Бурышкин П.А. Москва купеческая. – М.: Высшая школа, 1991.
3. Банникова С, И.Дерябина. Терминомика – наука о природе и причинах богатства. Опыт работы по оригинальной программе экономического образования школьников. Журнал “Учитель”, сентябрь-октябрь, 2001.
4. Гиляровский В.А. Друзья и встречи. Соч. в 4-х т. Т. 3. М.: Правда, 1989.
5. Гринев В.С.Попечительский совет в лицее : [Опыт лицея N 125, Моск. обл.] // Проф. образование. -1999. -N 4. - C. 30
6. Городские учреждения Москвы, основаные на пожертвования и капиталы, пожертвованные московскому городскому управлению в течение 1863-1904 гг. – М., 1906.
7. Демина Т. Авторская методика в действии. О методике использования “следящего конспекта” в работе с отстающими учениками на уроках химии. Журнал “Учитель”, Сентябрь-Октябрь, 2001.
8. Думова Н. Московские меценаты. – М.: Молодая гвардия. 1992.
9. Егоров Д. Деньги - детям, душу - дьяволу : [Задачи и проблемы благотвор. деятельность в обл. образования фонда " Попечитель "] // Учит. газ. -1999. -Т.37: Меценатство в образовании: -N 14-09. - C. 9
10. Зайцев В.Ситуация успеха : [Рекомендации по улучшению обучения в нач. шк., выраб. на основе эксперим. работы] // Учит. газ. -1996. -Т.19. -N 07-05. - C. 9