ВВЕДЕНИЕ.
Возникновение маркетинга тесно связано с возникновением рынка. Маркетинг – это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей.
Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, установления цен, развертывание службы сервиса.
По отношению к рынку маркетинг имеет двустороннюю структуру: маркетинг, осуществляемый продавцами и маркетинг, осуществляемый покупателями. В.Е. Хруцкий определяет маркетинг “как комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия, по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю”.1
Задачей маркетинговой деятельности по исследованию продукта является определение потребностей рынка в новых изделиях, улучшения или модернизации уже существующих.
Проводимый анализ систем и методов реализации продуктов, с точки зрении маркетинга, позволяет определить, как можно лучше и эффективнее реализовать продукцию данной компании в условиях конкретного рынка (кто может стать торговым посредником).
В целях определения наиболее экономичных путей и способов наращивания объема товарооборота проводятся исследования динамики продаж, издержек и прибыли предприятия.
Проводимая маркетинговая деятельность по изучению конкурентов ставит целью установление главных конкурентов компании на рынке, выявление их слабых и сильных сторон, получение информации о финансовом положении конкурентов, особенностях производственной деятельности, управления.
Глава 2. Современные тенденции в стратегической политике конкурентоспособности в различных сферах бизнеса.
1.Туризм - динамичный сектор мировой экономики.
Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как российской, так и мировой экономики.
Например, жители Санкт-Петербурга тратят на зарубежные турпоездки уже сейчас сотни миллионов долларов в год. По оценке Комитета по туризму и развитию курортов Администрации Санкт-Петербурга, жители города и области совершили за прошедшее время 460 тысяч туристических поездок за рубеж.1
В советские времена турбизнес был жестко разделен на сферы: три государственные компании не без присмотра КГБ опекали интуриста, в то время как туристом отечественным занимались профсоюзы.
Теперь на внутренний российский туризм никаких лицензий не требуется, а чтобы получить лицензию на международную туристическую деятельность, нужно арендовать офис, иметь в штате сотрудника с образованием в области туризма и заплатить сбор в размере 50 мрот.
Сегодня число компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке. Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу. Есть туроператоры, которые полностью организуют поездки и предлагают со скидкой другим турфирмам готовые маршруты, и есть турагенты, выступающие посредниками между туроператором и клиентом. К турагентам стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене.
Список литературы:
1. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. – М., 1975.
2. Аграфенин А., Мы на пороге чайной революции, газета Санкт-Петербургские ведомости, от 14.08.1993г.
3. Амбарцумов А., Стерликов Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. Ч.1. – М.: Социально-политический журнал, 1996. – С.192.
4. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность. – М.: ЗАО “Финстатинформ”, 1999. – С.20-21.
5. Большая Советская Энциклопедия. Т.21. – М., 1975.
6. Баркан Д.И. Маркетинг для всех. – М.: Культ-информ-пресс, 1991.
7. Баззел Р.Д., Кокс Д.Ф., Браун Р.В. Информация и риск в маркетинге. – М., 1993.
8. Банковское дело. /ред. Лаврушин О.И. – М.: Финансы и статистика, 2000. – С.61.
9. Васьковский А.С. Роль конкуренции в становлении рыночной экономики. – М.: РАГС, 2000. – С.4.
10. Витерс Д., Випперман К. Как продать свои услуги. – СПб., 1994.
11. Голубков Е.П. / Маркетинг в России и за рубежом. 1998. №1.
12. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. – М.: Контакт, 1994.
13. Городецкий А., Лыкова Л. Конкуренция и монополии в экономике.// Общественные науки. – 1991. - №1. – С.32.
14. Дейлян А. Реклама. – М.,1993.
15. Дуж Я. Организация системы информации на предприятии. – М., 1972.
16. Демин Ю.М. Бизнес – PR. - М.: Бератор – Пресс, 2003. - С.222.
17. Захарченко В.Д. Это вы можете, Приглашение к творчеству. - М.: “Молодая гвардия”, 1989г. - С.193.
18. Иванова С.П. Банковский маркетинг, его значение и специфика. – М.: Изд. МГУЛ, 2000. – С.13.
19. “Ист Лайн”: тайны корпоротивного PR. - www.prondline.ru
20. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер”. – 2000. - С.46.
21. Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 1997.
22. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Экономика, 1992.
23. Кортленд Л. Бове Современная реклама. – Изд. Дом Довганя. Под ред. Феофанова, 1995.