1. Введение Обоснование важности проблемы
Любая компания, не зависимо от того, сколько сотрудников в ней работает, является сложным организмом, основными условиями существования которого являются: получение прибыли, и платежеспособность/ликвидность в любой момент времени. Результаты ее работы проявляются в деятельности ее отдела продаж, поскольку именно на этом участке любая компания встречается с теми, кто служит для нее основными источниками прибыли, - своими потребителями/клиентами. С одной стороны, казалось бы, оценить эффективность работы компании не так уж и сложно - эту оценку ей дает рынок, определяя стоимость той или иной компании как стоимость ее акций, с другой, возникает вопрос: если оценка стоимости компании рынком является объективной оценкой ее деятельности -,тогда почему компании оказываются переоценены рынком или наоборот недооценены? Кроме того, возникает еще один вопрос: если стоимость компании определять как приведенную стоимость всех генерируемых ею денежных потоков- , то, как определить, насколько эффективна деятельность компании в области генерирования этих потоков и какими они в действительности могли бы быть? Ответить на этот вопрос можно лишь, проанализировав всю цепочку протекающих в компании процессов, оценив структуру компании, альтернативные линии стратегического развития и эффективность системы сбыта.
Как известно, деятельность компании складывается из трех направлений :операционная , финансовая и инвестиционная. Логически рассуждая, финансовую и инвестиционную деятельность нужно рассматривать либо как производные от операционной, либо как дополнительные, в которых и финансовая и инвестиционная деятельность становятся операционными, поскольку здесь мы имеем перераспределение прибыли, полученной от основной (операционной) деятельности. Исходя из всего вышесказанного, особое значение приобретает оценка эффективности деятельности сбытовых или, правильнее сказать, операционных подразделений. Все материалы, посвященные данному вопросу, которые автору приходилось встречать, касались, либо вопросов маркетингового характера : доля рынка, рост числа клиентов, динамика продаж и т.д., либо вопросов организационного характера : количество и сроки заказов, скорость заказов, объем торговой базы и т.д.. Нисколько не ставя под сомнение важность и необходимость подобного рода критериев, мне , как автору, представляется особенно важным и интересным рассмотреть данный вопрос как с точки зрения финансового менеджмента так и объединению качественных показателей с финансовыми и решению данного вопроса посвящена эта работа.
2.Результаты сбытовой деятельности; показатели - их информативность и эффективность
А.Коэффициенты и коэффициентный анализ
Поскольку сбытовая деятельность любого предприятия «резюмирует» все процессы протекающие в этом предприятии кажется логичным анализировать ее как результирующий процесс и в этом случае можно было бы применить для анализа набор стандартных коэффициентов.
Однако,следует обратить внимание,что сбытовые подразделения «создавая прибыль» и оказывая прямое влияние на такие результаты деятельности как выручка ,объем продаж,рентабельность не имеют рычагов прямого воздействия (или они достаточно малы) на некоторые показатели,поскольку в любой компании имеетместо разделение
Дополнительные результаты анализа
Еще одним достоинством подобного анализа является возможность расчета полной себестоимости единицы труда (человеко-часа, машино-часа и т.д.). Такой показатель можно использовать при разработке смет и калькуляций.
Преимущества данного методического приема ценообразования наиболее полно проявляются в такой отрасли как строительство. Установление сметной стоимости 1 человеко-часа работы, учитывающей, кроме оплаты труда основных рабочих и операторов машин, накладные расходы и прибыль, значительно упрощает разработку смет ресурсным методом.
Такой упрощенный способ расчета можно применять на первоначальных этапах переговорного процесса с заказчиком при проведении предварительных оценок себестоимости какого-либо объекта (изделия).
На основе полученных данных легко рассчитать себестоимость человеко-часа при пороговом объеме работ (точка безубыточности), что также является довольно информативным показателем.
Можно провести расчет себестоимости человеко-часа в разбивке по подразделениям, на основе чего можно принимать решения по оплате труда и кадровой политике.
Также можно провести расчет себестоимости человеко-часа в разбивке по категориям, из которых складывается себестоимость, что выявит наиболее затратные статьи в составе общей себестоимости человеко-часа.
Какие могут возникнуть сложности?
Наряду со всеми вышеперечисленными преимуществами, на этапе анализа могут возникать и сложности:
• недостаточная аналитика счетов бухгалтерского учета, в результате чего большая часть затрат оказывается косвенной;
• наличие бухгалтерских данных в части себестоимости в требуемом виде только за небольшое количество отчетных периодов, в результате чего статистическая выборка для деления затрат на постоянную и переменную составляющие будет нерепрезентативной;
• сложность определения выручки конкретного подразделения (пример: все участки строительной организации работают на одном объекте, выручка от которого в бухгалтерии не делится по участкам);
• другие проблемы, связанные с отсутствием постановки на предприятии управленческого учета и системы управления по ЦФО (центрам финансовой ответственности).
Эти проблемы не простые, но вполне решаемые. При осуществлении дополнительных действий, касающихся учетных данных бухгалтерий и планово-экономических отделов, эти сложности можно преодолеть.
Выводы
Литература:
1.К.Уолш «Ключевые показатели менеджмента»
2.Коупленд,Коллер,Муррин «Стоимость компаний»
3.Скотт «Факторы стоимости»
4.Лобанова,Лимитовский «Финансовый менеджмент»
5.Корпоративный финансовый менеджмент
6.Лобанова «Развитие финансового менеджмента на российских предприятиях»
7. Хоминский «Управление оборотным капиталом»
8.Корсаков «Как увеличить прибыль»
9.Керимов,Роженецкий «Анализ соотношения «затраты-объем-прибыль»
10.Самойлов « Практические выводы по результатам анализа финансовых показателей
11.Браун « Бперационный анализ как подхход к ценообразованию»
12.Рогозин «Разработка кредитной политики предприятия»
13..Якубовская «Управление запасами и бюджет продаж»
14..Яркина «Основы экономики предприятия»
15.Ложкин « Финансовый анализ эффективности и устойчивости бизнес процесса»
16.Савчук «Управление издержками предприятия и анализ безубыточности»