Введение:
Современная экономика, функционирующая в условиях совершенствования рынка и перехода к демократическим формам управления, обусловила активную роль процессов регулирования налогово-бюджетных отношений на всех уровнях власти при управлении финансово-экономическим комплексом страны.
Активное вхождение российских предприятий в рыночные отношения во многом предопределяет цели и задачи российской системы учета, предъявляет новые требования к его функциям. Происходящие в Российской Федерации реформы в области политики и экономики, изменение правовых отношений между органами власти и хозяйствующими субъектами, процесс интегрирования российской экономики в мировую требуют проведения адекватной налоговой политики, представляющей собой сложный многоплановый комплекс правовых, методологических, организационно-технических мероприятий и имеющей своей целью построение эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы.
В этих условиях повышается актуальность рассмотрения вопросов соотнесения налоговой системы России с организацией налогообложения в других странах. Определенный интерес представляет сравнение российской системы налогообложения с опытом европейских стран, и, в частности, Франции. Объяснить такой интерес можно динамизмом и изменениями, произошедшими в налоговой системе страны за последние годы. Многие институты налоговой системы, как, например, трансфертное ценообразование, нашли свое отражение в законодательстве Франции, при этом в России пока только ведутся обсуждения этой проблемы на законодательном уровне. Названные обстоятельства определяют актуальность выбора темы дипломной работы.
Целью работы является сравнительный анализ налоговых систем выбранных стран. Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть принципы и структуру налоговой системы в Российской Федерации и Франции;
Глава 3:
В настоящее время, уделяется повышенное внимание качеству обслуживания налогоплательщиков . Обслуживание налогоплательщиков — это выполнение налоговыми органами ряда определенных действий, способствующих исполнению налогоплательщиками налоговых обязанностей. В целях совершенствования взаимоотношений в этой сфере был утвержден новый Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, а приказом ФНС России от 02.09.2005 № САЭ-3-25/422 — Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков.
Мировой опыт налогообложения, переход к постиндустриальной стадии развития общества, когда наибольшей ценностью становятся информация и услуги, уровень и темпы развития информационно коммуникационных технологий создают возможности для построения эффективного механизма налогового администрирования. Особое внимание, в странах с развитым налоговым администрированием уделяется информационному взаимодействию налоговых ведомств с налогоплательщиками. Большой упор делается на упрощение налоговой документации (бланков, инструкций, рекомендаций), а также на создание максимально удобного для налогоплательщика процесса общения с налоговыми органами. Для этого последние широко используют все способы распространения информации – от печатных изданий до сети Интернет.
Началом возникновения любых налоговых отношений между гражданином и налоговым органом является постановка на налоговый учет. Рассмотрим, каким образом, информатизация повлияла на осуществление данной функции в налоговых ведомствах стран с развитым налоговым администрированием.
Что касается опыта Франции по вопросу постановки на налоговый учет налогоплательщиков – физических лиц, то, как правило, ИНН присваивается каждому гражданину при рождении и очень широко используется в дальнейшем. Внедрение информационных технологий открывает возможность замены налоговым учетом все виды государственного учета граждан: паспортного, военного, по актам гражданского состояния и т.д. То есть гражданину достаточно иметь простейшее удостоверение личности с его именем, годом рождения, фотографией и отпечатками пальцев (в реальном виде или цифровом формате), чтобы надежно идентифицировать его личность при всяком контакте с государственными органами.
В большинстве стран внедрение технологии сдачи налоговых деклараций в электронном виде произошло в 1990-е годы. В настоящее время показатели сдачи налоговой отчетности в электронном виде в некоторых странах составляют 100%. Это такие страны как Италия, Португалия, Дания, Франция. В России такая возможность появилась относительно недавно и количество предоставляемых деклараций в электронном виде сравнительно небольшое.
Также, многие страны пошли на то, чтобы в случае переплаты налогов производить возврат тем, кто представляет декларацию в электронном виде по каналам связи, гораздо раньше, чем другим налогоплательщикам. Так, в Австралии по всем категориям налогоплательщиков, которые представляют декларации на бумаге, по закону возврат происходит в течение 28 дней, а для тех, кто представляет декларацию в электронном виде, возврат осуществляется в течение 4 дней.
Кроме того, в ряде стран (в основном это те страны, в которых предоставление деклараций в электронном виде 100%) предоставление налоговых деклараций в электронном виде является обязательным. Это такие страны как Австрия, Новая Зеландия, ЮАР.
Заключение:
Среди множества экономических и правовых рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
К настоящему времени в России в целом закончено формирование основ современной налоговой системы. В ходе проведенной в России налоговой реформы: - отменены ряд налогов, - снижены ставки основных налогов, - созданы условия для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес. Изменение структуры налоговой системы, включая принятые подходы к налогообложению отдельных секторов экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности отраслей, создало условия для диверсификации экономики.
В результате налоговая нагрузка на экономику без учета нефтегазового сектора снизилась до более низкого уровня по сравнению с налоговой нагрузкой в странах с сопоставимым уровнем бюджетных расходов. Невысоки по сравнению с большинством стран и налоговые ставки.
Тем не менее, современный этап развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для данного этапа проблем:
1) недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения, обеспечения исполнения контрактов);
2) уровень развития судебной системы;