ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях на дошкольной ступени образования существенно возрастает необходимость повышения эмоциональной компетентности детей как необходимое условие формирования адаптационных способностей, познавательной активности, инициативности, способствующих продуктивному взаимодействию ребенка с субъектами социальной среды.
Многими исследователями неоднократно подчеркивается, что эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения, приводят к нарушению социальных контактов. Одной из главных проблем современной школы является детская тревожность.
Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи (Р.Бендлер, Дж. Гриндер, П.Жане, Ч. Спилбергер, З.Фрейд, В.Франкл и др.) анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Проблема тревожности в психолого-педагогической литературе
Термин «anxiety» в переводе с английского означает желание, тоску, озабоченность, смутное, перманентное состояние. Т.Ю. Артюхова [3, с. 54], исследуя эту проблему, отмечает, что, продолжая идею З. Фрейда, Г. Айзенк называет эмоциональную неустойчивость одним из проявлений «anxiety»,а В. Филипс, И. Мартин и Ж. Майерс различают в концептуальном плане тревогу как переходящее эмоциональное состояние и как устойчивую личностную черту.
Позже появилось и понятие «тревожность», которое впервые было введено С. Кьеркегором в рамках философских исследований [67]. Несмотря на то, что слова «тревога» и «тревожность» часто употребляются практическими психологами как синонимы в повседневном профессиональном общении, эти понятия неравнозначны для психологической науки. Ещё полвека назад различие между понятиями «тревога» и «тревожность» было неочевидным, тем не менее, в современной психологии эти понятия принято разделять. Подобную терминологическую дифференциацию можно встретить как в отечественной, так и в зарубежной психологии (Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан, Ч. Спилбергер, Ю.Л. Ханин, Х. Хекхаузен), что позволяет отличать категорию тревожности как психического состояния от тревожности как психического свойства. Обозначается, что человек обладает личностной тревожностью как чертой, если для него характерен низкий порог возникновения реакции тревоги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пока в науке не выработаны удовлетворительные показатели для характеристики психологического здоровья, оно оценивается по отсутствию отклонений в эмоциональной и поведенческой сферах. Наиболее информативным, прогностически значимым и потому чаще используемым показателем в этом плане является характеристика уровня тревожности, а также эмоциональное состояние ребенка в различных школьных ситуациях.
Тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Особой разновидностью тревожности является школьная тревожность. Так принято обозначать негативные переживания у детей, связанные со школой. Проявляется школьная тревожность следующим образом: ребенок устраивает истерики по утрам, наотрез отказывается идти в школу; родители не могут заставить ребенка делать уроки; ребенок панически боится получить двойку, несмотря на то, что хорошо усваивает школьную программу, боится учительницу; ему снятся кошмары, связанные со школой и т.д.
Для подтверждения или опровержения гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 22 первоклассника.
Анализ школьной адаптации пер¬воклассников по данным параметрам с учетом различных факторов позволяет построить целостную картину изучаемого явления, наметить пути профилактики и преодоления нарушений в процессе при¬способления детей к образовательному учреждению с учетом их возрастных и ин¬дивидуальных особенностей.