Введение:
Актуальность темы. Нынешние реалии экономического развития показывают, что переход от централизованного управления к рыночной экономике, когда роль государства в экономических преобразованиях, протекающих в России, постоянно уменьшается, оставляет всё более широкие возможности для деятельности непосредственных участников экономических процессов. Многие организации столкнулись с необходимостью решения вопросов, связанных с созданием товара и его реализацией, обусловленных тем, что покупатель имеет возможность выбора между товарами различных фирм, который определяется как объективными, так и субъективными условиями, формирующими целевую установку потребителя в отношении принятия решений. В связи с этим, сегодня жизненно необходимым для функционирования отечественных организаций, становится использование маркетинговой концепции управления. В рамках данной концепции определение нужд, потребностей и интересов покупателей невозможно без проведения маркетинговых исследований, являющихся одной из важнейших составляющих маркетинга.
По прогнозам специалистов Всемирной туристской организации, XXI век станет веком туризма, который прочно войдет в жизнь человека с его естественным стремлением открывать и познавать неизведанные края, памятники истории культуры, обычаи и традиции разных народов и своего отечества. Это выделяет туризм в одну из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики.
Российская Федерация, несмотря на свой высокий потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На её долю приходится около 1% мирового туристского потока. По данным Госкомстата России, в 2002г. нашу страну посетили 21.6 млн. иностранных граждан из 200 стран мира, однако численность приехавших с туристскими целями, составила всего лишь 7.4 млн. человек. Помимо этого надо отметить, что рынку туристских услуг характерна жёсткость (ресурсы и инфраструктура туризма не могут быть быстро изменены для того, чтобы соответствовать колебаниям спроса); подверженность спроса влиянию сезонных факторов, а также не предсказуемых внешних факторов; спрос на туристский товар является функцией сложных переменных – мотивов путешествия; спрос характеризуется низкой степенью приверженности марке; спрос зависит от цены и дохода. Среди факторов, формирующих туристский спрос, следует выделить географические, психологические факторы, формирующие иерархию мотивов, потребностей, вкусов и предпочтений, связанных с туризмом.
Многообразие факторов, определяющих положение туристической фирмы на рынке и специфичность туристских услуг, делают маркетинговые исследования необходимыми составляющими политики фирмы по исследованию рынка туристических услуг и разработке стратегии по повышению конкурентоспособности своих услуг.
В настоящее время перед туристическим агентством «5-е время года» стоит проблема определения наиболее эффективного вида рекламы. Отдел маркетинга фирмы испытывает дефицит маркетинговой информации, который сдерживает дальнейшую разработку и реализацию маркетингового плана компании. Восполнение дефицита информации о внешней маркетинговой среде является ключевым фактором успеха компании на рынке.
Глава 3:
Итак, на основе полученных в результате проведённого исследования данных, мы можем предложить туристическому агентству некоторые меры по повышению эффективности рекламы услуг фирмы. К ним относятся следующие:
I. Необходимо:
1. заранее планировать те направления, по которым фирма будет работать в тот или иной сезон.
2. создавать направленное акцентирование рекламы на наиболее популярные (в данный период года) и высокоприбыльные страны.
Это поможет:
1. Достигать наибольшей эффективности от рекламных вложений.
2. Стабилизировать кривую продаж, не допуская резких перепадов, что в заметной степени улучшит работу фирмы в целом и привлечёт большое число денежных средств.
II. Необходимо:
1. Рекламировать недорогие страны в недорогих, но популярных рекламных источниках.
2. Рекламировать более дорогой отдых в изданиях с высокодоходной аудиторией.
3. Заранее рекламировать туристические направления, указывая при этом на основные мотивы потребления данного отдыха потенциальными клиентами.
Это поможет:
1. Грамотно распоряжаться рекламным бюджетом и получать наибольшую отдачу от каждого рекламного источника.
2. Планировать объёмы рекламных вложений.
3. Вычислять наиболее эффективные рекламные источники.
4. Рассчитывать допустимые затраты на различные рекламные источники.
5. Прогнозировать объёмы продаж и отдачу по каждому рекламному источнику.
6. Создавать необходимые информационные носители для каждого рекламного источника (вид, содержание рекламы).
Реклама в изданиях. С момента выхода рекламы до состоявшейся покупки проходит около 10-15 дней, а до фактического отъезда ещё около 20 дней. Следовательно, рекламу в любых изданиях следует размещать за 25-30 дней до начала активного сезона и продаж по различным направлениям. Согласно общим выводам, для продажи недорогих туров необходимо выбирать недорогие, но популярные издания, а более дорогие страны и направления рекламировать в более дорогих изданиях. Окупаемость затрат будет зависеть от количества продаж.
Вкладывая средства в такую рекламу, необходимо:
1. Заранее рассчитать количество необходимых продаж для покрытия допустимых затрат по данному виду рекламоносителя.
Заключение:
В результате проведённой работы по рассмотрению проблемы маркетинговых исследований в сфере туризма мы пришли к некоторым выводам.
Сейчас можно четко выделить две основные тенденции в сфере туризма.
Во-первых, в 2000 году наметилась тенденция к консолидации туристического рынка. Во-вторых, стали развиваться турагентские сети. В целом можно говорить о том, что российский турбизнес встал на путь консолидации и готов к переходу на новые, более цивилизованные, условия работы.
В условиях развития туристического рынка маркетинговые исследования приобретают особую важность.
Маркетинговые исследования - это систематический проблемный анализ, создание модели и определение круга данных, с целью принятия решений и улучшения контроля деятельности производителем, это систематическая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга, т.е. система сбора, обработки, анализа и прогнозирования данных, необходимых для конкретной маркетинговой деятельности на любом её уровне. Принципиальной особенностью маркетингового исследования является его целевая направленность на решение определённой проблемы или комплекса проблем маркетинга. Маркетинговые исследования подчиняются единым научным требованиям, базирующимся на общих теоретико-методологических принципах, и преследуют общие цели: дать адекватную характеристику рыночных процессов и явлений, отразить позиции и возможности фирм на рынке. К основным принципам проведения маркетинговых исследований относятся объективность, точность, тщательность.
Туристический рынок – это рынок услуг, так как услуги выступают основным предметом обмена и составляют 80% всего объема продаж на развитых туристских рынках. Туристическая услуга – совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги. тура, туристского продукта, не противоречащие общечеловеческим принципам морали и доброго порядка. Туристским услугам присущи четыре характеристики, которые отличают услугу от товара: 1) неосязаемость, 2) неразрывность производства и потребления, 3) изменчивость, 4) неспособность к хранению.