ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Нынешние реалии экономического развития показывают, что переход от централизованного управления к рыночной экономике, когда роль государства в экономических преобразованиях, протекающих в России, постоянно уменьшается, оставляет всё более широкие возможности для деятельности непосредственных участников экономических процессов. Многие организации столкнулись с необходимостью решения вопросов, связанных с созданием товара и его реализацией, обусловленных тем, что покупатель имеет возможность выбора между товарами различных фирм, который определяется как объективными, так и субъективными условиями, формирующими целевую установку потребителя в отношении принятия решений. В связи с этим, сегодня жизненно необходимым для функционирования отечественных организаций, становится использование маркетинговой концепции управления. В рамках данной концепции определение нужд, потребностей и интересов покупателей невозможно без проведения маркетинговых исследований, являющихся одной из важнейших составляющих маркетинга.
По прогнозам специалистов Всемирной туристской организации, XXI век станет веком туризма, который прочно войдет в жизнь человека с его естественным стремлением открывать и познавать неизведанные края, памятники истории культуры, обычаи и традиции разных народов и своего отечества. Это выделяет туризм в одну из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики.
Российская Федерация, несмотря на свой высокий потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На её долю приходится около 1% мирового туристского потока. По данным Госкомстата России, в 2002г. нашу страну посетили 21.6 млн. иностранных граждан из 200 стран мира, однако численность приехавших с туристскими целями, составила всего лишь 7.4 млн. человек. Помимо этого надо отметить, что рынку туристских услуг характерна жёсткость (ресурсы и инфраструктура туризма не могут быть быстро изменены для того, чтобы соответствовать колебаниям спроса); подверженность спроса влиянию сезонных факторов, а также не предсказуемых внешних факторов; спрос на туристский товар является функцией сложных переменных – мотивов путешествия; спрос характеризуется низкой степенью приверженности марке; спрос зависит от цены и дохода. Среди факторов, формирующих туристский спрос, следует выделить географические, психологические факторы, формирующие иерархию мотивов, потребностей, вкусов и предпочтений, связанных с туризмом.
Глава3. Маркетинговые исследования для разработки стратегических и тактических целей туристического агентства “5-е время года”.
3.1. Общая характеристика фирмы.
Tуристское агентство «Пятое время года» основано в 1997 году в Москве и активно работает по трем основным направлениям:
• туристское обслуживание в Москве и других городах России;
• организация зарубежных поездок на отдых и на экскурсии;
• организация деловых поездок на выставки и семинары.
Агентство имеет Лицензию сер. ТД № 0013663 per. № 77-аф-08124, Регистрационный номер: 26613, Свидетельство о регистрации № 001.457.943
Телефоны/факс: 974-8244, 974-8245, 978-97-22, 973-16-44
Адрес: 103030, Москва, ул. Новослободская, д.31, стр.1
Список литературы.
Монографии и учебная литература
1. Абрамкин С.А. Использование маркетинга в управлении хозяйственной деятельностью предприятия: На примере производства и сбыта товаров бытовой химии и продуктов органического синтеза: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.экон.наук:08.00.05. -Казань, 1992.
2. Азар В.И. Экономика туристского рынка. – М., 1998.
3. "Актуальные проблемы управления-2001",международная науч.-практическая конф.(Москва) Материалы международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы управления-2001" Вып.4: Маркетинговые технологии управления. Институциональная экономика. Право и управление. Безопасность жизнедеятельности человека. Естественно-научные аспекты проблем управления. -2001.
4. Али Абдулкадер. Маркетинг и управление компанией: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.экон.наук:08.00.29. - М., 1993.
5. Александрова А.Ю. структура туристского рынка. – М.: Пресс-юло, 2002.
6. Алешина И.В. Поведение потребителей. – М.: Фаир-Пресс. 2000.
7. Асейнов С.А., Зверев В.С. Инфомационные технологии в маркетинге. - Астрахань: Изд-во "ЦНТЭП", 2000.
8. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - М.: Финансы и статистика, 2001.
9. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - М.: Финансы и статистика, 2001.
10. Бизнес и маркетинг Ч. 1: Методические и норматативные материалы по организации маркетинговой и внешнеэкономической деятельности на предприятии. -1990.
11. Варламова З.Н. Маркетинг и стратегическое планирование: Учеб.пособие/ Варламова З.Н., Косова С.А.. -Курган, 1999.
12. Гаврилов В.В. Основы бизнеса и маркетинга: Учеб. пособие/ Гаврилов В.В., Дайнеко В.Г.. -Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2000.
13. Герчиков И. Маркетинг и международная коммерческое дело. - М.: Внешторгиздат, 1990.
14. Гостиничный и туристический бизнес. – М.: Ассоция авторов и издателей «ТАНДЕМ», 1999.
15. Дайан, Р.Букерель. Академия рынка: Маркетинг. М.: Экономика. – 1993.
16. Дамари Р.Введение в бизнес/ Пер.с англ.Г.Г.Гузеева. -М.: Центр маркетинговых исслед.и менеджмента, 1994.
17. Дибб С. Практическое руководство по сегментированию рынка. - СПб. и др.: Питер, 2002.