Введение:
Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивают и школу, которая также должна измениться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества, то есть в процессе реформирования должна быть создана школа будущего – школа, которая будет функционировать в этом новом тысячелетии.
В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о сформированности навыков грамотного письма школьника.
Школа должна вооружить детей знаниями по русскому языку, научить применять их в речевой практике. При этом очень важно вести обучение родному языку на высоком теоретическом уровне.
Учитывая требования общества, на данный момент одной из важных проблем современной школы является работа над грамматикой родного языка.
Грамматика – самый обширный раздел курса русского языка. И самый значительный: именно грамматика представляет язык в действии, в закономерностях его развития.
Понятие «грамматика» объединяет в себе морфологию, изучающую способы выражения грамматических значений через формы слова, и синтаксис – учение о строе речи, о связи слов в словосочетании и предложении. В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение. Три крупнейших темы: имя существительное, имя прилагательное, глагол – концентрически представлены в каждом из классов начальной школы. Глаголы по числу употребления занимают второе место после существительных, и их парадигма может достигать 200 форм. Поэтому изучение глагола является одной из трудных тем в начальной школе. Проблемой обучения глаголу в начальных классах занимались Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, А.В. Полякова, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Рождественский, О.В. Сосновская и другие.
Последовательность работы над глаголами, связь между разделами, объем программного материала, приемы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников.
Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи. При отборе материала учитывается степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач. В процессе изучения темы «Глагол» младшие школьники могут допускать ошибки при образовании временных форм глагола, при определении спряжения и т.д. Таким образом, В обучении глаголу в начальных классах наблюдается ряд трудностей. Всё вышеизложенное предопределило выбор темы нашего исследования - «Методика работы над глаголом в начальных классах».
Глава 2:
Учащиеся находят ответы на вопрос, приводят примеры, подтверждающие правильность выбора (73, с 30).
Петухова Н. урок по теме «Спряжение глагола» предлагает провести в форме игры «Брейн-ринг». Все учащиеся класса делятся на две команды. Обе команды выполняют задания: находят спрятавшиеся глаголы, указав их спряжение, разгадывают кроссворд, изменяют время глаголов, составляют пословицы, вставляя нужные окончания в глаголы, спрягают глаголы, данные на карточках (42, с.2).
Итак, учителя часто используют на уроках русского языка различные виды наглядности, нестандартные формы уроков, игры, занимательный материал. Это позволяет повысить интерес учащихся к уроку, заострить их внимание на важных моментах, повысить работоспособность на уроке. Эмоциональный фон урока помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Таблицы и схемы лучше запоминаются учащимися и легко воссоздаются в памяти в нужный момент. Такие игры, как «Грамматическое домино», «Брейн-ринг» позволяют обобщить и конкретизировать знания школьников по изученным темам. Уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-экскурсии заинтересовывают учащихся. Они лучше запоминают спряжение глаголов, изменение по временам и числам, правописание безударных личных окончаний глаголов. Такие уроки воспитывают в детях желание и умение учиться.
Заключение:
На основе анализа психолого-педагогических исследований по проблеме обучения глаголу в начальных классах можно сделать вывод о том, что данная проблема является актуальной на современном этапе развития образования.
Изучив психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу, мы пришли к следующему:
Во все периоды развития русского языка глаголу уделялось большое внимание. Его изучением занимались Р.и. Аванесов, Ф.И. Буслаев, В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, Е.а. Земская, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов и другие учёные-лингвисты.
Глагол – это одна из важнейших самостоятельных частей речи со значением действия или состояния, выражающая эти значения с помощью категорий вида, залога, времени, лица, наклонения и выполняющая в предложении, в основном, функцию сказуемого. В начальных классах учащиеся знакомятся лишь с категориями времени, числа, лица, вида глагола.
Проанализировав программы Т.Г. Рамзаевой, Бунеевых и Л.В. Занкова, мы выявили, что обучение строится с учётом возрастных особенностей учащихся и ориентированно на всестороннее развитие личности. На основе сравнений, обобщений, наблюдений даётся новый материал, Дети знакомятся с правилами и закрепляют знания на различных упражнениях.
Как показывают наблюдения, многие учащиеся начальных классов зачастую не могут сразу усвоить довольно сложную тему «Глагол». Поэтому учителя очень серьёзно подходят к работе. Они проявляют максимум творчества, исходя исключительно из требований учебного материала, проводят систематическую работу по предупреждению и исправлению ошибок, по обобщению и закреплению изученного материала.
Наше исследование показывает, что процесс работы над глаголом будет более успешным, если применять на уроках русского языка различные виды упражнений, способствующих наилучшему усвоению детьми учебного материала. Очень помогает использование наглядности, занимательного материала. Это не только «украшает» урок, но и повышает познавательную активность школьников.
Многие учителя считают очень эффективным проведение уроков в нестандартной форме. И это действительно так. В ходе игры, «экскурсии» или «путешествия» дети лучше усваивают материал, им всё интересно, они всё хотят знать. Это приводит к более осознанному и прочному усвоению учебного материала, в частности по теме «Глагол».