Введение:
Актуальность темы исследования. По информации Госстроя в 2003 г. было введено в строй 36 млн. м2 жилья, в 2004 г. этот показатель прогнозируется уже на уровне 40 млн., а к 2007 – 2010 гг. прирост может составить 7 млн. в год. Но и столь бурные темпы не обеспечивают потребностей населения. По словам и. о. вице-премьера Владимира Яковлева, в прошлом году жилья было построено «непозволительно мало» – почти в 2 раза меньше, чем требовалось .
Нехватка жилья надлежащего качества – не единственная проблема. Монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-право¬вых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых ус¬луг, которое сегодня находится на беспрецедентно низком уровне, не позволяют эффективно защищать интересы потребителей.
Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность ЖКХ для частных инвестиций.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования ЖКХ, необходимо принимать серьезные меры.
Практическая значимость проблемы реформирования ЖКХ России предопределила выбор темы ВКР, постановку целей и задач.
Цель и задачи исследования. Целью ВКР является рассмотрение причин и перспектив реформирования жилищно-коммунального хозяйства России. Поставленная цель обусловила задачи исследования:
– рассмотрение назначения и роли жилищного хозяйства;
– исследование особенностей управления жилищным хозяйством;
– изучение объективной необходимости реформирования ЖКХ России;
– рассмотрение механизма реализации концепции реформирования ЖКХ России.
Предметом исследования работы являются причины и перспективы реформирования ЖКХ России.
Объектом исследования выступает жилищно-коммунальное хозяйство РФ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Причины реформирования ЖКХ России.
2. Механизм реализации концепции реформирования ЖКХ России.
Структура и объем работы. Структура работы определяется целью и основными задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, двух приложений. ВКР содержит 51 страницу текста.
Глава 2:
На третьем, завершающем этапе подпрограммы (2006 – 2010 годы) предстоит решить стратегические задачи по обеспечению устойчивого функционирования ЖКХ. Здесь особое значение имеет создание инвестиционно привлекательной среды. К сожалению, даже если мы добьемся полной самоокупаемости услуг ЖКХ, никто из разумных инвесторов не вложит в этот сектор ни рубля. Потому что слишком высоки риски. Поэтому в подпрограмме предусматривается, начиная с 2006 года, создавать некие гарантийные агентства, которые могли бы за счет средств федерального бюджета гарантировать инвесторов от рисков. Эти агентства – явление временное, они будут существовать лет 7 – 8, пока банки и другие финансовые структуры, готовые вкладывать деньги в ЖКХ, не убедятся в инвестиционной привлекательности этой отрасли. Во всем мире жилищно-коммунальный комплекс существует за счет привлечения инвестиций и займов. Для России эта проблема еще актуальна.
Жилищно-коммунальная отрасль остро нуждается в инвестициях для проведения мероприятий по модернизации производства. А без модернизации, без внедрения эффективных технологий бессмысленно даже говорить о снижении издержек, обеспечении высокой надежности инженерных систем, создании комфортных и безопасных условий проживания граждан.
Государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов осуществляется по двум направлениям.
Первое направление предусматривает срочное привлечение бюджетных ресурсов и ресурсов международных кредитных организаций под гарантии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для финансирования наиболее приоритетных и эффективных инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном комплексе. Предполагается софинансирование этих проектов со стороны предприятий.
Второе направление – стратегическое – предусматривает создание финансовых механизмов минимизации рисков привлечения частного капитала посредством заемного финансирования и прямых инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, в том числе под государственные или муниципальные гарантии, создание системы рефинансирования кредитов за счет привлечения под государственные и муниципальные гарантии средств вторичных инвесторов и других механизмов. На этом направлении предполагается формирование внешних условий для минимизации рисков инвестирования, а также процедур предоставления заемного финансирования.
Обеспечение устойчивой и надежной работы жилищно-коммунального комплекса требует принятия экстренных мер бюджетной поддержки для проведения неотложных ремонтных и восстановительных работ в первую очередь за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Будут также использованы средства, предоставляемые Международным банком реконструкции и развития и Европейским банком реконструкции и развития.
Заключение:
В результате написания данной выпускной квалификационной работы были сформулированы следующие выводы:
– потребность в жилище относится к числу первичных жизненных потребностей человека. Основная функция жилища – обеспечить человеку благоприятную среду обитания. По мере развития общества расширялись функции жилища. Сегодня жилище – место ведения домашнего хозяйства, общения, отдыха, семейного воспитания детей, нередко и место учебы, трудовой и досуговой деятельности членов домохозяйства, место потребления ими материальных и культурных благ, а также защиты человека от социальных и информационных перегрузок;
– жилище, включенное в систему коммунального и бытового обслуживания населения, составляет среду обитания человека, определяющую качество жизни. В условиях рыночной экономики жилище выступает как товар длительного пользования. Оно индуцирует широкий дополнительный спрос и стимулирует развитие многих отраслей экономики. Жилье является одним из важнейших факторов стимулирования сбережений населения, формирования инвестиционных ресурсов;
– можно рассматривать два возможных направления жилищной политики государства: либеральное и патерналистское. При первом жилье представляется прежде всего как товар длительного пользования и, соответственно, в центре внимания оказываются рынок жилья, его состояние, факторы, влияющие на его развитие, социальная помощь отступает на второй план. При патерналистском направлении жилье рассматривается не как товар, а как важнейшее социальное благо, обеспечение им осуществляется за счет госбюджета и средств предприятий и бесплатного распределения среди населения. Квартирная плата в этом случае покрывает лишь небольшую часть расходов государства на содержание жилищного фонда;
– в нашей стране стратегия решения жилищной проблемы должна предусматривать участие государства не только в качестве гаранта жилищных займов, но и как прямого инвестора – в форме погашения части стоимости жилья (в пределах социальной нормы, например, 18 м2 общей площади на одного человека), а дополнительная жилая площадь, улучшение условий проживания должны оплачиваться потребителем;
– тарифы за коммунальные услуги должны основываться на законах ценообразования в условиях естественных монополий, каковыми в России являются газо-, водо-, энергоснабжение и т. д. Возможно влияние на тарифы и некоторой структурной перестройки путем выделения из естественных монополий отдельных элементов с целью развития конкуренции, сдерживающей рост тарифов, акционирования некоторых коммунальных служб с установлением четкого контроля над их работой;
– для решения вышеозначенных проблем разработана федеральная целевая программа «Жилище», основные направления которой заключаются в следующем: