Введение:
Туризм вошел в XXI век и стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на экономику многих стран и целых регионов. Являясь одной из крупнейших доходных и наиболее динамичных отраслей и уступая по доходности лишь добыче и переработке нефти, туризм, по данным Всемирной туристской организации, обеспечивает до 10% оборота производственно-сервисного рынка планеты.
Последние два десятилетия развитие международного туризма характеризовалось опережающими темпами роста по сравнению с мировым экспортом товаров и услуг. Доля туристских услуг в мировом экспорте неуклонно возрастала, достигнув к настоящему моменту около 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% торговли услугами в мире.
В соответствии с материалами доклада Комитета по статистике Всемирной туристской организации «Туризм - панорама 2020 года» к 2020 г. число международных туристских поездок возрастет до 1,6 млрд., а доходы от туризма достигнут уровня 2 трлн. долл. в год. Ожидается, что ежегодный прирост мирового туризма будет устойчивым и составит не менее 3 - 5%.
В последнее десятилетие на рынок мирового туризма активно вышла Россия. В стране приняты Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», указ Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об использовании государственной собственности в сфере туризма», Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» и ряд других документов. В результате ежегодно в бюджеты разных уровней поступает более б млрд. руб. за счет налоговых поступлений, полученных от туристской деятельности.
Однако по сравнению с развитыми странами значимость туризма для национальной экономики России пока не столь велика. Предприятия индустрии туризма вынуждены сами искать пути развития в условиях динамичной внешней среды, гибко реагировать на изменения для обеспечения своей конкурентоспособности и эффективности развития. За последние годы функционирования отечественной индустрии туризма в рыночных условиях предприятиями отрасли накоплен определенный опыт организации гостиничного и туристского бизнеса.
Туристский рынок привлекает российских предпринимателей небольшими стартовыми инвестициями, быстрым сроком их окупаемости, стабильным спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных затрат.
В рамках активной конкурентной борьбы встает вопрос о механизмах ценообразования на услуги гостиничных хозяйств. Это обусловливает актуальность данной работы.
Глава 4:
В настоящее время, учитывая рост выручки и прибыли от оказания услуг ТК «Турист», проводимую политику цен нельзя назвать не эффективной, но нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что гостиница «Турист» занимает последнее место по уровню конкурентоспособности среди гостиниц города в своей группе и, чтобы не потерять имеющиеся позиции, а усилить свое положение на рынке, необходима гибкая политика ценообразования, нужно шире использовать возможности привлечения клиентов. На сегодняшний день политика ценообразования в гостинице мало, чем отличается от политики в соседних гостиницах. До тех пор, пока гостиница «Турист» будет использовать традиционные механизмы ценообразования на свои услуги она не сможет реально влиять на повышение загруженности номерного фонда.
Ценовая политика заключается в том, чтобы устанавливать на услуги такие цены, так варьировать ими, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. Ценовая политика большинства гостиниц заключается в том, чтобы покрыть издержки и получить удовлетворительную прибыль. Кое-кто просто старается продать свои услуги как можно дороже.
При разработке мероприятий ценовой политики перед гостиницей стоят следующие цели:
- обеспечение выживаемости;
- максимизация текущей прибыли;
- завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества услуг;
При этом необходимо учитывать, что установление окончательной цены на услугу зависит от: психологического восприятия с обязательной проверкой; от того, что цена эта должна соответствовать установкам практикуемой фирмой политики цен и, что она будет благоприятно воспринята собственным персоналом гостиницы, конкурентами, поставщиками и государственными органами.
Решая вопрос об инициативном изменении цен, гостиница должна тщательно изучить вероятные реакции потребителей и конкурентов.
Реакция потребителей зависит от того, какой смысл усматривают они в
изменении цен. Реакции конкурентов являются либо
следствием четких установок политики реагирования, либо результатом конкретной оценки каждой вновь возникающей ситуации. Фирма, планирующая инициативное изменение цен, должна также предвидеть наиболее вероятные реакции поставщиков и государственных учреждений.
В случае изменения цен, предпринятого кем-то из конкурентов, фирма должна попытаться понять его намерения и вероятную
длительность действия нововведения.
Рассчитаем экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий довольно трудно и сделать это можно только на уровне предположений.
Заключение:
Отправляясь в туристическую поездку либо в командировку по служебной надобности, каждый из нас неизменно сталкивается с необходимостью найма жилого помещения на период поездки. В таких случаях на помощь приходят специальные предприятия - гостиницы, которые предоставляют потребителям соответствующие услуги. Необходимо отметить, что, несмотря на огромное число гостиниц в России, гостиничный бизнес в нашей стране только начинает развиваться. Во многом, это связано с развитием малого и среднего бизнеса, а также с повышением спроса на туристические услуги.
Ассортимент услуг, предоставляемых гостиницами, очень разнообразен: это и услуги по временному размещению (проживанию), услуги общественного питания, парикмахерские услуги, услуги салонов красоты, сауна и т.д.
Сегодня, не выходя из гостиницы, можно постричься в парикмахерской, сходить в сауну или поиграть в бильярд. И хотя основную часть выручки гостиницы составляет плата за проживание, так называемые дополнительные услуги также приносят предприятию немалый доход.
При этом услуги размещения рассматриваются в качестве специфического гостиничного продукта, который покупается посредством сделок, не подразумевающих владение, а только доступ к нему и его использование в определенное время и в определенном месте.
Как и любому другому предприятию, гостинице также приходиться думать о том, как повысить эффективность своей деятельности. Ведь в условиях рыночной экономики, чтобы «удержаться на плаву» и увеличить приток клиентов, необходимо повышать качество обслуживания и постоянно расширять перечень услуг. Только в этих условиях гостиница сможет добиться присвоения ей более высокой категории по итогам сертификации или пройти международную аттестацию.
В дипломной работе проведено исследование работы по ценообразованию гостиницы «Турист» г.Волгограда.
В результате проведенного анализа выявлено следующее : гостиничный комплекс «Турист» включает из себя 351 номер различной комфортности, 2 ресторана, бар, буфет, тренажерный зал, сауну, парикмахерскую, массажный салон, солярий, бильярд и другие дополнительные услуги. Конкурентными преимуществами гостиницы являются: расположение вблизи центра города, автовозкала, ж/д вокзала; более низкий уровень цен, чем в «соседних» гостиницах «Интурист» и «Волгоград».