Введение:
В условиях непрерывного образования, которое осуществляется на про-тяжении всей жизни человека, повышаются требования к специалисту, к его мобильности и спо¬собности непрерывно обучаться в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности. Как известно, объем на-учной информации удваивается каждые десять лет. Доля интеллектуального фактора в любом виде труда быстро увеличивается.
Сложившаяся ситуации предъявляет новые требования к системе повы-шения уров¬ня профессиональной подготовки будущих специалистов в высших учебных заведениях, к тем формам и методам обучения, с помощью которых развиваются такие необходимые специалисту качества, как самостоятельность, критичность, познавательная активность. Как правило, в условиях традицион-ного обучения студент выступает как пассивный объ¬ект педагогического управления и простой накопитель передаваемых знаний. В этой связи актуаль-ной и острой является проблема формирования познавательной активности сту¬дентов. Особая значимость разработки данной проблемы обусловлена значи-тельным сни¬жением активности познавательной деятельностью обучающихся в вузе. Тогда как сту¬дент, являясь субъектом образовательного процесса, своей активностью в значительной степени определяет результаты учебной деятель-ности. Данная проблема привлекает вни¬мание ученых различных специально-стей, в первую очередь психологов и педагогов. Изу¬чение психолого-педагогических аспектов познавательной активности студентов пред¬ставляет одно из мало разработанных, но особо важных направлений в решении задач по¬вышения эффективности учебного процесса и качества подготовки специа-листов.
Однако, следует отметить, по проблеме развития познавательной актив-ности сту¬дентов наработано множество подходов. Однако в современных усло-виях их требуется постоянно оптимизировать. Так, активность, сформирован-ная у студента в вузе, будет способствовать в дальнейшем успешной профес-сиональной деятельности, способностью постоянно обновлять профессиональ-ные знания и своевременно адаптировать самостоя¬тельную познавательную деятельность к меняющимся потребностям своей карьеры.
Педагогика высшей школы исходит из того, что традиционная модель по-строения учебной деятельности, ориентированная на объяснение со стороны преподавателя, фор¬мирует интеллектуальную пассивность, ограничивают твор-ческие способности студента. В результате неэффективно используется учебное время, студенты отучаются творчески применять полученные знания в своей деятельности. В этих условиях вполне очевидно, что интерес преподавателей высшей школы связан с решением вопросов, как организовать учебный процесс, чтобы максимально удовлетворить возросшие требования к каче¬ству подготовки специалистов; как перевести учебный процесс из преимущественно ин¬формационного в развивающийся; как сформировать новый стиль мышления у сту-дентов в связи с широким переходом производства на качественно более эффек-тивные методы управления.
Таким образом, развитие познавательной активности студентов в высших учебных заведениях связано, во-первых, с формированием и развитием у студентов мыслительных и интеллектуальных способностей, во-вторых, совершенствованием организации процесса обучения.
В этой связи целью настоящего исследования является выявление зависимости ин¬теллектуальных и мыслительных способностей студентов с познавательной ак-тивностью и определении форм и методов активизации познавательной деятельно-стью обучающихся в высшем учебном заведении.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие за-дачи:
Глава 5:
Информационные технологии в обучении создают принципиально новую ситуацию, усиливая индивидуализацию обучения. Кроме того, новые технологии способствуют изме¬нению образа мышления студентов, активизации учебно-познавательной деятельности. При¬менение информационных технологий в обуче-нии выступает в качестве приоритетного на¬правления интенсификации учебного процесса в высшей школе и позволяет добиться более качественных результатов подготовки студентов.
6. Развитие у студентов познавательной активности предполагает развитие интеллек¬туальной деятельности, составными частями которой являются логиче-ское мышление, ин¬теллект, творчество (умственный поиск и создание нового), критическое мышление (обна¬ружение основы нового, через отрицание неверного, ошибочного, старого). Включение обу¬чающихся в интеллектуальную деятельность возможно при решении проблемных ситуаций, нестандартных задач, создании творческих проектов.
7. Одной из форм организации познавательной деятельности студентов яв-ляется самостоятельная работа. В той связи расширение самостоятельной работы в процессе обучения способствует включению студентов в активную учебную деятельность. Задача преподавате¬ля - отбор методов и форм обучения, которые не только позволяют усваивать готовые зна¬ния, но и помогают самостоятельно приобретать из различных источников, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать, использовать ранее полученные зна¬ния в качестве ме-тода для получения новых. Как правило, усвоение знаний является необхо¬димым условием развития мышления. Однако для этого необходима актуализация спо-собов деятельности, способов приобретения и применения знаний. Простое вос-произведение усво¬енных знаний недостаточно для развития мышления обучаю-щегося. Необходима активная познавательная, самостоятельная мыслительная деятельность, владение способами познава¬тельной деятельности, их совокупно-стью. Кроме того, по мнению П.И. Пидкасистого, «само¬стоятельная деятель-ность усвоения знаний и сам процесс их применения, который приводит к воз-никновению новых знаний, стимулирующих мышление, становится источником разви¬тия творческого продуктивного мышления».
8. К средствам развития познавательной активностью студентов является привлечение их к научно-исследовательской работе. Научная деятельность в ву-зе - один из видов профес¬сиональной подготовки будущего специалиста, специ-фикой которого является интеграция профессиональной деятельности и научно-го творчества. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность способствует развитию у них активности, стимулирует учащихся к самостоя-тельной работе, дает знания и умения для исследовательской деятельно¬сти. Та-ким образом, развитие у обучающихся данных качеств и способностей является од¬ним из условий подготовки специалистов, способных творчески мыслить, са-мостоятельно приобретать знания и успешно адаптироваться к новым условиям.
Заключение:
В условиях социально-экономических преобразований профессиональные знания, востребованные на современном рынке труда, требуют повышение уровня профессиональ¬ной подготовки будущих специалистов. Приоритетным направлени-ем, в этой связи, является формирование познавательной активности студентов в высших учебных заведениях.
Проведенное исследование показало актуальность и особую значимость раз-вития ак¬тивности познавательной деятельностью обучающихся для повышения эф-фективности и ка¬чества обучения и позволило сделать следующие выводы.
1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие позна-ватель¬ной активности рассматривается через деятельность. При этом психологи ак-тивность опре¬деляют через внутреннее состояние личности, тогда как в определе-ниях педагогов наблюдается смещение акцента в сторону деятельного состояния лич-ности в обучении и отбора педа¬гогических условий, определяющих это состояние.
2. Структура познавательной активности включает три компонента: мотива-ционный, содержательно-операционный, волевой. Мотивационный компонент включает в себя по¬требности, мотивы, интересы, то есть все то, что обеспечивает включение обучающегося в процесс активного учения и поддерживает эту актив-ность на протяжении всех этапов учеб¬ного познания. Содержательно-операционный компонент включает владение студентами системой ведущих зна-ний и способов учения. Волевой компонент связан с преодолением трудностей в процессе приобретения знаний, особенно на этапе их применения.
3. Познавательная активность студентов в вузе определяется уровнем его сформиро¬ванное. Высокий уровень познавательной активности - творческий - характеризуется А стремлением обучающегося проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей и найти для этой цели новый способ решения пробле-мы, стремление применить знания в но¬вой ситуации. Критерием оценки сформиро-ванности творческого уровня активности являет¬ся стремление студента к самостоя-тельному поиску решения проблем, интерес к теоретиче¬скому осмысливанию изу-чаемых явлений и процессов, проявление высоких волевых качеств - упорство и на-стойчивость в достижении целей.
Средний уровень познавательной активности - интерпретирующий - опре-деляется эпизодическим стремлением к самостоятельному поиску ответа на заинте-ресовавший его во¬прос, стремление узнать причину возникновения явления, прояв-ляющееся в постановке во¬просов типа «почему?».
Низкий уровень познавательной активности - воспроизводящий - характе-ризуется стремлением обучающегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом применения знания по образцу, неустойчивость волевых усилий обучающегося.
4. В ходе исследования было установлено, что познавательная активность зави-сит от интеллектуальных способностей обучающихся. Проведенное тестирование по-казало, что вы¬соким уровнем интеллекта обладают студенты, входящие в группу с творческим и интерпре¬тирующим уровнем познавательной активности, тогда как обучающиеся с воспроизводящим уровнем активности обладают средним уровнем интеллекта. Обобщая результаты тестирова¬ния по определению мыслительных спо-собностей студентов, следует отметить, что получен¬ные данные не выявили досто-верных различий. Возможно, это связано с небольшой выбор¬кой числа студентов, принимавших участие в эксперименте.