Введение:
В условиях непрерывного образования, которое осуществляется на про-тяжении всей жизни человека, повышаются требования к специалисту, к его мобильности и спо¬собности непрерывно обучаться в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности. Как известно, объем на-учной информации удваивается каждые десять лет. Доля интеллектуального фактора в любом виде труда быстро увеличивается.
Сложившаяся ситуации предъявляет новые требования к системе повы-шения уров¬ня профессиональной подготовки будущих специалистов в высших учебных заведениях, к тем формам и методам обучения, с помощью которых развиваются такие необходимые специалисту качества, как самостоятельность, критичность, познавательная активность. Как правило, в условиях традицион-ного обучения студент выступает как пассивный объ¬ект педагогического управления и простой накопитель передаваемых знаний. В этой связи актуаль-ной и острой является проблема формирования познавательной активности сту¬дентов. Особая значимость разработки данной проблемы обусловлена значи-тельным сни¬жением активности познавательной деятельностью обучающихся в вузе. Тогда как сту¬дент, являясь субъектом образовательного процесса, своей активностью в значительной степени определяет результаты учебной деятель-ности. Данная проблема привлекает вни¬мание ученых различных специально-стей, в первую очередь психологов и педагогов. Изу¬чение психолого-педагогических аспектов познавательной активности студентов пред¬ставляет одно из мало разработанных, но особо важных направлений в решении задач по¬вышения эффективности учебного процесса и качества подготовки специа-листов.
Однако, следует отметить, по проблеме развития познавательной актив-ности сту¬дентов наработано множество подходов. Однако в современных усло-виях их требуется постоянно оптимизировать. Так, активность, сформирован-ная у студента в вузе, будет способствовать в дальнейшем успешной профес-сиональной деятельности, способностью постоянно обновлять профессиональ-ные знания и своевременно адаптировать самостоя¬тельную познавательную деятельность к меняющимся потребностям своей карьеры.
Педагогика высшей школы исходит из того, что традиционная модель по-строения учебной деятельности, ориентированная на объяснение со стороны преподавателя, фор¬мирует интеллектуальную пассивность, ограничивают твор-ческие способности студента. В результате неэффективно используется учебное время, студенты отучаются творчески применять полученные знания в своей деятельности. В этих условиях вполне очевидно, что интерес преподавателей высшей школы связан с решением вопросов, как организовать учебный процесс, чтобы максимально удовлетворить возросшие требования к каче¬ству подготовки специалистов; как перевести учебный процесс из преимущественно ин¬формационного в развивающийся; как сформировать новый стиль мышления у сту-дентов в связи с широким переходом производства на качественно более эффек-тивные методы управления.
Глава 5:
Преобразования, происходящие в современном обществе, предъявляют к специалисту высокие требования. В этой связи первостепенное значение в об-разовательном процессе должно уделяться активизации познавательной дея-тельности студентов. Для достижения данной актуальной задачи следует пере-строить процесс обучения в направлении развития познавательной активности студентов.
1. Одним из направлений развития познавательной активности студентов является ориентация образовательного процесса на личностно-ориентированное обучение. Суть дан¬ного обучения заключается в том, что личность обучающегося, его индивидуальные задатки, способности и возмож-ности составляют главную и приоритетную ценность в образовательном про-цессе. Личностно-ориентированный подход предполагает смену парадигмы об-разо¬вания от жестко регламентированной традиционной модели обучения к учению как индиви¬дуальной деятельности учащегося, его коррекции и педаго-гической поддержки. Задача дан¬ного обучения - «не планировать общую, еди-ную и обязательную для всех линию психиче¬ского развития, а помогать каждо-му ученику с учетом имеющегося у него опыта познаний, совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность» (И.С. Якиман-ская).
Важное место в личностно-ориентированном обучении занимает глубо-кое и всесто¬роннее изучение личности в целях развития индивидуальных спо-собностей студентов. При этом личностный подход в обучении предполагает не приспособление целей и основного со¬держания обучения к отдельно взятой ин-дивидуальности, а приспособление форм и методов педагогического воздейст-вия, к индивидуальным особенностям с целью повышения уровня развития личности.
Реализация личностного подхода в обучении предполагает признание учащегося ос¬новным субъектом учебного процесса, учет индивидуальных осо-бенностей, интересов, спо¬собностей обучающегося, а также включение лично-стного опыта студентов в образователь¬ный процесс. Данный подход, в свою очередь, требует учета динамики изменений в мотивационно-потребностной сфере учащегося. Ориентация обучения на особенности и индивиду¬альные спо-собности студентов создает условия к стремлению творческого саморазвития, ак¬тивному включению в решение учебных проблем, познавательному интересу, стимулирова¬нию самостоятельного выполнения заданий.
Однако, по мнению профессора В.И. Андреева, личностно-ориентированное обучение «часто разрабатывается в отрыве от деятельности, это приводит к тому, что личность и деятельность как бы искусственно разры-ваются. Поэтому нужны и важны исследования с уче¬том специфики деятельно-сти, в которой личность развивается».
2. Реализация в образовательном процессе деятельностного подхода по-зволяет преоб¬разовать совокупность внешних влияний в собственно развиваю-щие изменения, в новообра¬зования личности как продукты развития. В основу принципа данного подхода заложена следующая закономерность: личность проявляется и развивается в деятельности. В этой свя¬зи приоритетным направ-лением активизации познавательной деятельности студента являет¬ся вовлече-ние его в деятельность.
Как правило, в работах психологов деятельность представлена следую-щими компо¬нентами: потребности, мотивы, действия, условия, операции, ре-зультаты (С.Я. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). С педагогической точки зрения организация деятельности учащихся должна быть ориентирована на активиза-цию мотивационно-потребностной, процессуальной и содержательной стороны. В этой связи важным элементом обучения в реализации деятельно¬стного под-хода является изучение потребностей, установок, ценностей и интересов сту-ден¬тов, учет которых побуждает личность к деятельности. Значимая для обу-чающихся деятель¬ность приводит к более высоким конечным результатам, ко-торая достигается активностью, полной реализацией своих возможностей. По-добная деятельность приносит чувство удовле¬творенности, поэтому важное значение приобретает не столько деятельность, сколько актив¬ность личности в этой деятельности проявляющаяся.
Таким образом, деятельностный подход предполагает активизацию дея-тельности сту¬дента в образовательном процессе.
3. Использование активных методов в образовательном процессе позво-ляет изменить позицию студента, превратить его в активного субъекта учебного процесса.
С этой целью создаются образовательные пространства, обеспечивающие самоопре¬деление и самореализацию участников процесса обучения, осуществ-ляется переход препода¬вания от парадигмы трансляции знаний к парадигме ор-ганизации активной творческой дея¬тельности студентов. Среди форм и методов преподавания приоритет отдается активным ме¬тодам обучения (деловые игры, анализ конкретных ситуаций, круглые столы, дискуссии с элементами тренинга и т.д.), новые технологии контроля (рейтинговая система контроля, тестовые и контрольные задания, система диагностических методик и др.), что способст-вуют развитию у студентов познавательной активности и самостоятельности, вырабатывают на¬выки творческого применения полученных знаний.
Заключение:
В условиях социально-экономических преобразований профессиональные знания, востребованные на современном рынке труда, требуют повышение уровня профессиональ¬ной подготовки будущих специалистов. Приоритетным направлени-ем, в этой связи, является формирование познавательной активности студентов в высших учебных заведениях.
Проведенное исследование показало актуальность и особую значимость раз-вития ак¬тивности познавательной деятельностью обучающихся для повышения эф-фективности и ка¬чества обучения и позволило сделать следующие выводы.
1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие позна-ватель¬ной активности рассматривается через деятельность. При этом психологи ак-тивность опре¬деляют через внутреннее состояние личности, тогда как в определе-ниях педагогов наблюдается смещение акцента в сторону деятельного состояния лич-ности в обучении и отбора педа¬гогических условий, определяющих это состояние.
2. Структура познавательной активности включает три компонента: мотива-ционный, содержательно-операционный, волевой. Мотивационный компонент включает в себя по¬требности, мотивы, интересы, то есть все то, что обеспечивает включение обучающегося в процесс активного учения и поддерживает эту актив-ность на протяжении всех этапов учеб¬ного познания. Содержательно-операционный компонент включает владение студентами системой ведущих зна-ний и способов учения. Волевой компонент связан с преодолением трудностей в процессе приобретения знаний, особенно на этапе их применения.
3. Познавательная активность студентов в вузе определяется уровнем его сформиро¬ванное. Высокий уровень познавательной активности - творческий - характеризуется А стремлением обучающегося проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей и найти для этой цели новый способ решения пробле-мы, стремление применить знания в но¬вой ситуации. Критерием оценки сформиро-ванности творческого уровня активности являет¬ся стремление студента к самостоя-тельному поиску решения проблем, интерес к теоретиче¬скому осмысливанию изу-чаемых явлений и процессов, проявление высоких волевых качеств - упорство и на-стойчивость в достижении целей.
Средний уровень познавательной активности - интерпретирующий - опре-деляется эпизодическим стремлением к самостоятельному поиску ответа на заинте-ресовавший его во¬прос, стремление узнать причину возникновения явления, прояв-ляющееся в постановке во¬просов типа «почему?».
Низкий уровень познавательной активности - воспроизводящий - характе-ризуется стремлением обучающегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом применения знания по образцу, неустойчивость волевых усилий обучающегося.
4. В ходе исследования было установлено, что познавательная активность зави-сит от интеллектуальных способностей обучающихся. Проведенное тестирование по-казало, что вы¬соким уровнем интеллекта обладают студенты, входящие в группу с творческим и интерпре¬тирующим уровнем познавательной активности, тогда как обучающиеся с воспроизводящим уровнем активности обладают средним уровнем интеллекта. Обобщая результаты тестирова¬ния по определению мыслительных спо-собностей студентов, следует отметить, что получен¬ные данные не выявили досто-верных различий. Возможно, это связано с небольшой выбор¬кой числа студентов, принимавших участие в эксперименте.