Введение:
В наше время ни одна отрасль, ни одно даже самое маленькое предприятие не могут работать успешно, не считаясь с экономическими законами, не учиты-вая конъюнктуры рынка, потребительского спроса. Особенно остро все эти во-просы стоят перед коллективами отраслей и предприятий, которые непосредст-венно не производят товар, а работают на рынке предоставления услуг.
Российский и зарубежный опыт показывает, что эффективность и качест-во работы почты любого региона во многом определяется эффективностью и качеством работы всей сети почтовой связи.
В целях преодоления убыточности и стабилизации финансового состояния отрасли, в минувшем году деятельность Департамента почтовой связи (ДПС) и многих УФПС была направлена на расширение и внедрение новых услуг поч-товой связи с применением маркетинга и менеджмента. Наряду с традицион-ными услугами, учреждениями почтовой связи предоставляется свыше 20 но-вых видов услуг.
Среди них:
сберегательные операции, распространение рекламных материалов;
реализация различного рода лотерейных билетов;
прием платежей за коммунальные услуги и электроэнергию;
розничная продажа периодических изданий и книжной продукции;
услуги международной (EMS-Гарантпост) и внутренней ускоренной поч-ты;
услуги электронной почты;
реализация товаров народного потребления;
пункты коллективного доступа в Интернет и т.д.
Именно неустойчивость финансового положения Управления Федеральной почтовой связи УР и поиск путей выхода из данной ситуации и обусловили вы-бор темы настоящей дипломной работы.
Дипломная работа выполнена на основе изучения литературы и дейст-вующих нормативных актов, касающихся деятельности почтовой связи. Это, в первую очередь, Федеральный Закон «О почтовой связи», Указ Президента Российской Федерации «О федеральной службе почтовой связи», Правил пре-доставления услуг почтовой связи - основного документа, регламентирующего взаимоотношения организаций почтовой связи и пользователей услуг почтовой связи. Также в процессе работы были изучены различные методики финансо-вого анализа хозяйственной деятельности предприятия.
Источниками для дипломной работы послужили данные бухгалтерской отчетности, такие как: «Баланс предприятия», «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), оперативная информация по Управлению Федеральной почтовой связи УР за 2003-2004 г.г.
Целью дипломной работы является проведение анализа деятельности Управления Федеральной почтовой связи УР в условиях рынка. В связи с этим ставились следующие главные задачи:
дать характеристику Управления Федеральной почтовой связи Удмуртской Республики, предоставляемых им услуг и его финансового состояния;
произвести анализ финансовой устойчивости УФПС УР за 2003-2004 г.г. и определить направление улучшения результатов финансовой деятельно-сти предприятия.
Объектом исследования для выполнения дипломной работы являлась те-кущая работа Управления Федеральной почтовой связи УР.
Глава 3:
Получение прибыли – одна из главных целей предприятия. Прибыль от реализации услуг УФПС образуется как разница между выручкой от реализа-ции, себестоимостью услуг, коммерческих и управленческих расходов.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от че-тырех факторов: объема реализации услуг, их структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.
Объем реализации может оказывать положительное и отрицательное влия-ние на сумму прибыли. Увеличение объема рентабельных услуг приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же определенные услуги яв-ляются убыточными, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура услуг может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли, если увеличится доля более рентабельных видов услуг в общем, объеме их реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных услуг об-щая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональ-ной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему рос-ту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величин прибыли нахо-дятся, в прямо пропорциональной зависимости при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Информация, содержащаяся в отчетной форме №2, позволяет проанализи-ровать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности, уста-новить структуру прибыли.
Заключение:
Таким образом, в дипломной работе проанализированы проблемы адапта-ции УФПС УР в условиях рынка, дана характеристика, структура и виды ока-зываемых услуг, представлен полный экономический анализ хозяйственной деятельности Управления Федеральной почтовой связи УР, который включает в себя анализ финансовой устойчивости предприятия, анализ ликвидности ба-ланса, анализ эффективности использования ресурсов, анализ деловой активно-сти.
Как показал анализ финансовой деятельности, УФПС УР испытывает те же трудности, что и многие предприятия страны. Снизилась потребность в поч-товых услугах, растут цены - все это развертывается на фоне снижения плате-жеспособности населения. И поэтому УФПС ведет поиск новых видов услуг, используя имеющийся производственный потенциал, что привело к необходи-мости создания: коммерческой службы, рекламного агентства, электронной почты, отдела по приему отправлений по системе EMS-Гарантпост (на Почтам-те), нетрадиционных видов услуг, а также развитию торговли на почте и откры-тию магазинов, что позволит увеличить прибыльность и сохранить рабочие места. В целом Управление находится в зависимости от кредиторской задол-женности и имеет большие трудности с погашением обязательств.
Практически аналогичная ситуация отслеживается и по остальным показа-телям. В Управлении на протяжении всего рассматриваемого периода была и остается невысокая маневренность капитала. Коэффициент автономии снижа-ется к 2004 году (0,164) и свидетельствует о финансовой зависимости УФПС повышении риска финансовых затруднений будущих периодов.
Судя по результатам коэффициентов деловой активности, в УФПС наблю-дается уменьшение оборачиваемости активов.
Можно отметить, что, несмотря на усилия, предпринимаемые УФПС УР, и весьма ограниченную поддержку из федерального бюджета, общее финансовое состояние Управления Федеральной почтовой связи УР является неустойчи-вым.
Выжить в таких условиях тяжело. На строгий учет взята каждая штатная единица. Объединяются рабочие места, работники переводятся на почасовую оплату труда. И не случайно перед УФПС УР со всей остротой встала проблема снижения затрат и изыскания дополнительных доходов за счет развития нетра-диционных услуг, улучшения качества обслуживания населения.
В качестве мер по обеспечению прибыльности предприятия можно пред-ложить совершенствование тарифной политики на услуги почтовой связи, ак-тивизацию работы по развитию таких нетрадиционных услуг, как: прием пла-ты за электроэнергию и коммунальные услуги, перевозка грузов, реализация товаров народного потребления, развитие рекламной деятельности, а также расширение форм и методов распространения печати и сокращение основных непроизводственных расходов.