Введение:
Всё начинается с семьи. Это первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы.
Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в лицо знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Но это не означает, что воспитание и участие в нём родителей закончено. Напротив, теперь воспитательный процесс осуществляется с двух сторон: школы и семьи. Сейчас главным становится единство, взаимодействие семьи и школы.
Подробно вопрос о совместной работе семьи и школы разрабатывал С.Т.Шацкий. Семейное воспитание, его роль и значение было приоритетным в работах Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского; Я. А.Коменского; А.С.Макаренко и др.
Необходимость существенного преобразования всей системы образования стала реально ощутимой лет десять назад.
Разрушение основ жизни, переоценка ценностей, распад и разлад социальных и личностных отношений, выдвижение на первый план лжеценностей - богатства, насилия, мистики, - сопутствующих всякому социальному кризису, поставили школу перед проблемой воспитания человека, способного не только осваивать ценности культуры и умеющего ориентироваться в системе социальных ценностей, но и быть субъектом своей жизнедеятельности, стратегом своей судьбы. Это требует иного, более глубокого понимания воспитания.
Сегодня в родительских сердцах живёт страх - страх за своих детей, связанный с материальной стороной жизни. Поэтому на второй план отодвинулся страх за их души. Статистика пугает ростом детской преступности, пресса - поражающими примерами детской жестокости. Но именно сегодня всем взрослым причастным к воспитанию детей, нужно глубоко осознать: духовный мир ребёнка особенно нуждается в развитии, будущее планеты зависит от нравственного состояния каждого её обитателя.
Глава 2:
Большое значение имеют положительные примеры в поведении матери и отца как образца для подражания, их родительское слово как метод педагогического воздействия в формировании ЗОЖ.
Поэтому педагогу важно продумать перечень тем лекций и бесед (см.приложение 2) совместные спортивные праздники, где в равной степени задействованы были бы и дети, и родители (см. приложения 3,4,5). Учителем и родителями создается "Азбука здоровья", где помещаются исследования ученых и их рекомендации по вопросу охраны здоровья детей, родительские собрания и т.д. (см. приложение 6).
Также при формировании знаний о здоровом образе жизни необходимо использовать активные методы обучения, позволяющие добиться органического соединения теоретических знаний и практических умений. К АМО относится: словесные, наглядные и практические методы, элементы проблемного обучения, решение ситуативных задач, эвристическая беседа, игра АМО способствуют лучшему усвоению материала, повышению интереса, устранению перегрузок, формируют поисковую активность.
Здоровье - основа формирования личности, ещё В.А.Сухомлинский подчёркивал, что примерно у 15% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое нибудь недомогание или заболевание [29,15].
Значит, всем нам, и родителям, и педагогам нужно постараться сделать все возможное и невозможное для укрепления и охраны здоровья детей.
Таким образом, формирование положительных мотивов к ЗОЖ у младших школьников - это не стихийный процесс, а целенаправленное педагогическое воздействие, требующие определенной подготовки, как учителя, так и родителей, роль которых в настоящее время весьма незначительна.
Заключение:
За последние годы в России произошли политические и экономические изменения, оказавшие существенное влияние на все стороны жизни общества. Российская семья последнего десятилетия, как и всё общество в целом, испытала переход в новое качество жизни. На первый план выдвигается приоритетный принцип семейного воспитания: ребёнок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как полноправный субъект, наделённый правами и обязанностями соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип личностно-ориентированного воспитания позволяет родителям сформировать личность ребёнка, обладающего социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.
Итак, семейное воспитание - это планомерное и целенаправленное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на сознание и поведение ребёнка с целью формирования у него независимой жизненной позиции, социальной и нравственной ответственности и т.д.
Семья и школа - общественно-педагогическая проблема согласованных действий родителей и педагогов в области воспитания подрастающих поколений. Связь семейного воспитания и школы - один из принципов образования. Организационная роль в ней принадлежит школе как государственному учреждению.
Анализ литературы показал, что семья и школа неразделимы во все времена. Очень многое зависит от успешности семейного воспитания, а эта успешность достигается педагогической грамотностью родителей. И именно от педагогов зависит, насколько правильно и обоснованно будут действовать родители, продолжая воспитание своих детей.