Введение:
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено его дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищно-коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффек-тивной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ре-сурсов.
Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60 процентов, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество аварий выросло за 10 лет примерно в 5 раз и составило в 2004 году 70 аварий на 100 километров сетей водоснабжения и 200 аварий на 100 километров сетей те-плоснабжения. Объем ветхого и аварийного жилищного фонда составляет око-ло 50 млн. кв. метров. По оценке, для его ликвидации и переселения граждан потребуется около 160 млрд. рублей.
Сохраняется высокая зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций, в 2004 году доля расходов на до-тации в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Феде-рации составила 19,4 процента против 26,2 процента в 1994 году.
Проблема усугубляется большим размером задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовавшейся в первую очередь в результате невы-полнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Объем дебиторской за-долженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства составил на ко-нец 2004 года 168,1 млрд. рублей, в то же время объем их кредиторской задол-женности превысил 245,1 млрд. рублей.
Глава 3:
Необходимо обратить внимание на учёт и рациональное использование в жилых помещениях тепловой энергии, работы лифтов, электроэнергии, холод-ной и горячей воды путём установки соответствующих счётчиков расхода, применении современных технологий водоподготовки, проведения анализа те-плопотерь;
Б. Совершенствование системы управления ЖКХ.
Решение этой задачи включает в себя два основных направления:
формирование многообразия собственников жилой сферы;
демонополизация обслуживания муниципального жилого фонда и форми-рования рынка услуг.
Необходимо разрешить проблемы между субъектом жилищной собствен-ности и её пользователем.
Огромную роль в повышении качества предоставляемых услуг играет лич-ная заинтересованность в содержании жилищного фонда. Создание товари-ществ собственников жилья позволит повысить личную заинтересованность в содержании жилищного фонда. С другой стороны, повысится и требователь-ность к организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, т.к. эффективность и направлении вложения средств будут определяться уже сами-ми собственниками.
Для достижения второй цели совершенствования системы управления не-обходимо:
разделение функций заказчика и подрядчика на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
внедрение конкурсного отбора подрядных организаций во все сферы жи-лищно-коммунального хозяйства.
Служба заказчика должна постепенно превращаться в управленческую компанию. Она должна являться управляющей структурой, как в области об-служивания жилья и других объектов, так и в области их теплоэнергоснабже-ния.
Введение договорной формы взаимоотношений, как между собственником и муниципальной службой заказчика, так и между подрядными организациями, позволяет перевести сферу управления жилищно-коммунальным хозяйством на более высокий уровень. Материальная ответственность за нарушение договор-ных обязательств приводит к значительному улучшению качества содержания и обслуживания жилищного фонда;
В. Совершенствование механизма финансирования.
Для достижения целей стратегического планирования в этой области необ-ходимо прежде всего разработать финансово - кредитную систему жилищного хозяйства. Ежегодно в бюджете города предусматривать защищённую статью для предоставления компенсаций и льгот на оплату жилищно - коммунальных услуг.
Ввести жилищный ваучер на оплату субсидий, который затем может ис-пользоваться жителем для оплаты жилищно - коммунальных услуг, и далее ис-пользоваться для взаиморасчёта предприятиями ЖКХ между собой и бюдже-том. Это позволит высвободить значительные финансовые средства. Необхо-димо создавать и развивать в городе предприятия, которые бы работали на сис-тему ЖКХ.
Заключение:
Энергосбережение – это реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эф-фективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйст-венный оборот возобновляемых источников энергии.
Энергосберегающая политика проводится через реализацию программ энергосбережения, осуществление экономических, научно-исследовательских, информационных, образовательных и других мероприятий.
В 2003 году за счет проведения организационно-технических мероприятий получена экономия электроэнергии в объеме 2672 тыс.кВтч, тепловой энергии 7800 Гкал, котельно-печного топлива 1876 т.у.т.
Тепловые пункты оборудуются системами автоматики. Смонтировано бо-лее 230 регулируемых частотных электроприводов, обеспечивших экономию более 50 тыс. кВтч электрической энергии. На тепловых станциях также уста-новлены высоковольтные регулируемые электроприводы, позволяющие эконо-мить до 20% электроэнергии.
Вместе с тем работа по энергосбережению из-за целого ряда сдерживаю-щих факторов не получила должного развития. Это связано с недостаточным платежеспособным спросом на энергоресурсы, отсутствием средств у предпри-ятия на проведение энергосберегающих мероприятий, со сложностью получе-ния кредитов на приемлемых условиях.
Отсутствуют положения, способствующие притоку инвестиций в энерго-сберегающие проекты, не задействованы методы экономического стимулиро-вания производителей и потребителей энергоресурсов. Отсутствуют централи-зованные источники финансирования энергосбережения.
Суммарный экономический эффект (нарастающим итогом за 2004-2006 годы) составит 8180 т.у.т. Это только прямой эффект, без учета косвенного эф-фекта, в частности экологического и др.