Введение:
Возникновение маркетинга тесно связано с возникновени-ем обмена и возникновением рынка. Маркетинг - это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых - удов-летворение человеческих нужд и потребностей.
Основу деятельности маркетинга составляют такие заня-тия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникации, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса.
По отношению к рынку маркетинг имеет 2-стороннюю структуру, а именно: маркетинг, осуществляемый продавца-ми, и маркетинг, осуществляемый покупателями.
В литературе основное внимание уделяется маркетингу, осуществляемому продавцами. Хруцкий определяет маркетинг как «комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия, по изучению всех фак-торов, оказывающих влияние на процесс производства и про-движения товаров и услуг от производителя к потребителю».
Длительное игнорирование специфики товарного производ-ства и роли рынка в условиях социализма привело к тому, что нынешнее поколение хозяйственных руководителей в большинстве своем не владеет необходимой теоретической базой и имеет слабый практический опыт работы на принци-пах экономической самостоятельности компаний. Оно имеет поверхностное знакомство с методами комплектования порт-феля заказов, налаживания производства, товародвижения и сбыта продукции, ориентированной на запросы потребителя. Главная особенность традиционной сбытовой деятельности - её направленность на приоритетное положение производителя по отношению к потребителю. Сначала разрабатывался и про-изводился товар, затем шли активные поиски его потребите-ля и методов интенсивного сбыта. Одним из последствий та-кого приоритета «рынка продавца» над «рынком покупателя» стал диктат производителя и соответствующее ему сужение круга выбора для потребителя или вообще дефицит.
Глава 3:
Хотелось бы сделать несколько замечаний. ЗАО "Ижмоло-ко" очень большая и разветвленная структура, которая име-ет множество направлений в своей деятельности. Вследствие этого обстоятельства, в вышеприведенной схеме я абстраги-ровался от деятельности дочерних предприятий, где выпол-нение компонент маркетинга возложено в большинстве случа-ев на других людей.
Если посмотреть на таблицу и проследить по организаци-онной схеме, то можно заметить некоторое сходство струк-туры управления маркетингом в ЗАО "Ижмолоко" с функцио-нально-продуктовой структурой управления маркетингом. При этой структуре отдел маркетинга как функциональное под-разделение вырабатывает и координирует осуществление еди-ных для предприятия целей и задач маркетинга (политика коммуникаций, дистрибьюционная политика, комплексное ис-следование рынка). В то же время за разработку и реализа-цию стратегий и планов маркетинга для определенного про-дукта (в нашем случае группы продуктов) отвечают менедже-ры по соответствующим группам продуктов. Они формулируют по некоторым вопросам для отдела маркетинга задания в об-ласти маркетинга определенных товарных групп и контроли-руют их выполнение.
Однако существенное отличие существующей ОСУП от функ-ционально-продуктовой ОСУП состоит в том, что в фирме нет вице-президента по маркетингу, который бы мог координиро-вать всю работу в фирме по управлению маркетингом. Про-блема состоит в том, что ни у кого нет должностных инст-рукций, положений об отделах. Отсюда часто возникают тре-ния, разногласия, перекладывание ответственности, т.к. ввиду отсутствия законодательной базы все общение между, например, менеджерами по продукту и отделом маркетинга происходит на неформальном уровне.
Как известно из теории менеджмента, организационной структура управления предприятием строится на основе мис-сии, целей и задач всей организации. Справедливо и обрат-ное утверждение. Имея готовую структуру, можно сказать какая у данной организации миссия, цели и задачи. Сравним цели и задачи с существующей структурой и обоснуем необ-ходимость изменение последней.
Итак, миссия ЗАО "Иммар" звучит так: "Наш бизнес - по-мочь людям питаться лучше!" Заметим, что уже в самой мис-сии заложена одна очень важная идея - удовлетворение оп-ределенных потребностей людей. Ведь, в сущности люди лишь потому покупают молочные продукты у ЗАО "Иммар", что это ЗАО обеспечивает наиболее лучшее удовлетворение потребно-стей клиентов. Понятие "удовлетворение потребностей" со-стоит в данном случае из множества составных частей, ко-торые взаимно переплетаются и образуют данное понятие. Сюда входят такие компоненты, как ассортимент продукции, географическое расположение торговых точек, цена, уровень обслуживания и т.д. Отсюда можно вытекают следующие глав-ные цели торгового дома, которые необходимо достигать для выполнения всей миссии организации, т.е. для того, чтобы помочь людям питаться лучше.
Заключение:
В ходе выполнения дипломной работы были выполнены все поставленные задачи. Проведен анализ состояния предпри-ятия ЗАО «Иммар», на основе которого сделано заключение об эффективности коммерческой деятельности предприятия, однако были выявлены и некоторые недостатки, которые при несвоевременном их устранении могли бы привести к нежела-тельным последствиям. На основе изучения теоретического материала и практического состояния сбытовой политики предприятия были выработаны практические предложения по совершенствованию структуры предприятия.
Итак, процесс постановки маркетинга можно считать за-конченным. Однако, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что это только начальный этап. В его ходе надо проверить жиз-неспособность всех предложенных мероприятий и внести из-менения, исправить ошибки, которые неизбежно возникнут. Одновременно надо нарабатывать новую законодательную базу (разрабатывать новые форматы отчетов, положения о компо-нентах маркетинга и т.д.), чтобы применить ее уже на вто-ром этапе.
Эффективность предложенных мероприятий оценить трудно. Однако, по экспертным оценкам при проведении подобной ре-организации эффективность работы службы маркетинга должна увеличиться до 30%. Здесь я имею ввиду как увеличение скорости работы специалистов, так и плюсы с социальном плане (улучшение психологического климата, корпоративной культуры, устранение конфликтов, повышение координации и т.д.).
В России маркетинг еще не получил достаточного рас-пространения, но все большее число предприятий и органи-заций начинают успешно использовать его основные принципы в своей работе. Появляются специализированные маркетинго-вые компании предоставляющие широкий спектр услуг на рос-сийском рынке. Руководители подавляющего большинства предприятий уже осознали необходимость маркетинговых под-ходов к управлению предприятиями и продукцией. К сожале-нию, маркетинговая деятельность требует больших денежных расходов, что в нашей пока нестабильной экономической си-туации практически невозможно. Ведь даже крупным зарубеж-ным компаниям не всегда под силу самостоятельно занимать-ся всеми маркетинговыми вопросами и им приходится обра-щаться к услугам исследовательских центров, рекламных агентств и т. д.