Введение:
Актуальность рассматриваемой темы: «Коррекция межличностных отношений в подростковом классе» представляется очевидной.
Эта тема часто поднималась и поднимается различными авторами, как в прошлом, так и в современной педагогике. Необходимость коррекции межличностных отношений в подростковом классе в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие видные педагоги, и общественные деятели.
Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский: « должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально»*. Также он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности.
Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрывала теоретические основы и показала конкретные пути формирования дружного детского коллектива. Н.К.Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. «Тщательную теоретическую разработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним, прежде всего, относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений, связь детского коллектива с широкой социальной средой и основы гуманизации межличностных отношений, самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации».**
Глава 2:
Работа над правилами для учащихся постоянно проводится лек¬торской группой, которая состоит из старшеклассников.
Развитие детской самодеятельности предполагает также широ¬кое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое не только усиливает и поддерживает материально-хозяйственную базу коллек¬тива и его жизнеспособность, но и решает ряд насущных задач воспи¬тания. Привычки и навыки самостоятельного труда, бережное, хозяй¬ское отношение к общественной собственности рождаются как раз в совместных коллективных усилиях по самообслуживанию. Ребята са¬ми планируют субботники, постоянно следят за сохранностью мебели и инвентаря, наблюдают, как в классах проходит дежурство. Если в школе проводится вечер - специально организованные группы дежур¬ных готовят, украшают, а затем убирают зал.
Особо важную роль в самоуправлении играют информационные органы: стенная печать, радиогазета. Рубрики самые разные:
- «Вести из классов»;
- «Официальная хроника» (приказы, распоряжения, которые непосредственно касаются учащихся);
- «Библиотека первого стихотворения» (для ребят, пишущих стихи);
- «Наш календарь» (краткие рассказы об исторических датах, днях рождениях великих людей и т. д.);
- «Высокая поэзия» (стихи известных авторов);
- «Поздравляем!» (информация о победах в различных соревно¬ваниях, смотрах, о награждении учащихся и учителей и т. д.).
Газеты выпускаются два раза в месяц, к первому числу и к пят¬надцатому. В школе имеется стенд совета учащихся. Он установлен на видном месте в вестибюле школы, на нем помещен основной матери¬ал работы соответствующих отделов, в том числе и решения заседа¬ний. Широкая гласность повышает значение принятых решений? фор¬мирует общественное мнение коллектива, позволяет решению, ка¬сающемуся одного ученика или класса, определенным образом влиять на других.
Еженедельно членами учебных секторов подводятся итоги учебной деятельности, и результаты подаются в отдел науки и образо¬вания. Там определяют, кто нуждается в помощи товарищей, назна¬чают «репетиторов». Мы пришли к выводу, что учащийся, по каким-то причинам отстающий или не усвоивший учебный материал, чувст¬вует себя комфортней, когда ему помогает его товарищ, а не учитель. Часто бывает так, что ребята, получившие помощь такого рода, сами хотят стать помощниками и стремятся к членству в учебной комиссии.
Невозможно переоценить значение культурно-массовой работы в воспитании, как отдельных личностей, так и коллектива в целом. Роль школьного самоуправления тут прослеживается особенно отчет¬ливо. Ребята принимают участие в планировании мероприятий, выска¬зывают свои предложения по поводу того, как их можно провести. Для подготовки мероприятий создается совет дела (СД). Разрабатыва¬ется сценарий, распределяются роли. Отдел культуры назначает время и место проведения репетиций, ответственных за музыкальное оформление, за оформление зала, за изготовление костюмов и т. д. Совет дела определяет также качество и эффективность КТД.
В конце каждого полугодия совет учащихся подводит итоги со¬ревнования между классами в соответствии с Положением о лучшем классе. Добиваясь победы своего коллектива в соревновании с други¬ми коллективами, воспитанники на практике борются со всеми недо¬четами, активно поддерживают и поощряют все лучшие начинания своих товарищей.
Заключение:
В настоящей работе исследованы основные теоретические положения и приведены результаты опытно-экспериментальной работы по рассматриваемой теме « Коррекция межличностных отношений в подростковом классе».
Кратко резюмируя вышеизложенное, можно прийти к следующим выводам:
Первая глава дает понятие теоретических аспектов коррекции межличностных отношений в подростковом классе, включая педагогическое управление подростковым ученическим коллективом, его регулятивно-коррекционную функцию, а так же работу педагога по данному виду коррекции.
В данной главе я постаралась открыть понятие внутришкольного менеджмента, раскрыть цели школы в функционировании педагогической системы, дать понятие воспитательной системы класса.
Коррекционно-педагогическая деятельность раскрывается как сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление. Проблемы коррекции, как формы психолого-педагогического воздействия поднимались в теориях различных авторов : А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева и др.
Дипломное исследование затрагивает отношения личности и коллектива, управление ученическим процессом, правила управления коллективом школьников, регулятивно-коррекционную функцию педагогического управления.
Раскрывая понятие и функции организации в управлении педагогическим процессом приведены требования, предъявляемые к нему.
При работе по коррекции отношений в подростковом классе, для руководителя данной работой важны: