Введение:
Экономика любой страны предстает перед нами как деятельность огромного числа хозяйствующих субъектов, создающих различные товары и услуги. Одни из них необходимы человеку для жизни; другие делают его жизнь более удобной, комфортной, освобождают от бытовых и житейских повседневных забот, за оказания которых человек готов платить.
Производя нужные для общества товары и услуги, создающих их предприятия формируют материальные и социальные условия жизни и развития общества.
Непосредственной целью и побудительным мотивом деятельности любого предприятия является получение как можно большей прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворяет социальные потребности собственника капитала и работников предприятия.
Можно произвести большой объем продукции. Однако если она не будет реализована или реализована по цене, не обеспечившей получения прибыли, то предприятие окажется в тяжелом финансовом положении.
Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, может быть направлена в фонды накопления, потребления, резервный. Таким образом, прибыль выступает одним из обобщающих оценочных показателей деятельности хозяйствующего субъекта и характеризует его конечные финансовые результаты. Можно сказать, современные предприятия находятся в сильной зависимости от этого показателя.
Кроме того, прибыль является объектом исчисления и уплаты налогов, обеспечивающих формирования бюджетных фондов, что дает вескую причину государству (например, ГНИ) интересоваться полученной предприятием прибылью и исчисленными с нее налогами, то есть осуществлять контроль над доходами организаций.
Получение прибыли – непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль – главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.
Глава 3:
Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущенные внереализационных убытков, совершенствование структуры продукции.
Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов.
Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют 3 этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы, на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.
При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.
Сумма резерва роста прибыли (Рпо) за счет увеличения объема продукции (работ, услуг) рассчитывается по формуле:
Рпо = ∑ni =1 Пi РПki (18)
где Пi – плановая сумма прибыли на единицу i-й продукции;
РПki – количество дополнительно реализованной продукции в натуральных единицах измерения.
Если прибыль рассчитана на рубль продукции, сумма резерва ее роста за счет увеличения объема реализации определяется по формуле:
Рпо = РПв х Пр1/РП1 (19)
где РПв – возможны увеличения объема (резерв роста) реализованной продукции;
Пр1 – фактическая прибыль от реализации продукции;
РП1 – фактический объем реализованной продукции.
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в 3 группы:
1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:
Заключение:
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.
Основные его задачи:
1. Систематический контроль за формированием финансовых результатов;
2. Определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
3. Выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;
4. Оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
5. Разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Обеспечение эффективного функционирования предприятия требует экономически грамотного управления его хозяйственной деятельностью, которое во многом определяется умением анализировать ее и предвидеть возможные результаты. Анализ финансовых результатов деятельности является важным элементом в системе управления деятельностью предприятия, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов и управленческих решений.
В современных условиях руководителю предприятия недостаточно рассчитывать только на свою интуицию. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всесторонним экономическом анализе. Они должны быть научно-обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли анализа финансовых результатов деятельности предприятия, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят предприятию чувствительные потери.
И наоборот, те предприятия, которые серьезно относятся к анализу, имеют хорошие производственные и финансовые результаты и высокую экономическую эффективность.