Введение:
Важным направлением организации предпринимательской деятельности в торговле в современных условиях является торговля сотовыми телефонами.
Актуальность данных вопросов связана с тем, что рынок сотовой связи является быстро растущим рынком и завоевывает значительную долю платежеспособного спроса населения. Рост продаж сотовых телефонов связан также с повышением благосостояния граждан и увеличением доходов. При этом повышается качество жизни, для многих категорий пользование сотовой связью становится неотъемлемым свойством повседневного распорядка.
В условиях развития коммерческих структур повышается потребность в усилении средств связи и коммуникаций, что обусловливает рост числа пользователей сотовыми телефонами со стороны работников предприятий и организаций.
На сегодняшний день в салонах сотовой связи представлено множество различных моделей и среди большого разнообразия видов телефонов и форм организации их работы в различных стандартах оплаты появляется необходимость классификации марок и моделей телефонов, изучение потребностей населения и анализ рынка сотовой связи.
Торговля сотовыми телефонами является важным направлением совершенствования организации торговли в современных условиях [27, C. 12]. Большое значение также имеет развитие маркетинговой стратегии данных торговых предприятий.
Актуальность вопросов маркетинговых исследований определяется тем, что в рыночных условиях от развития маркетинга во многом зависит успешный сбыт товаров, функционирование торгового предприятия и его положение на потребительском рынке.
Глава 2:
Далее рассмотрим экономические показатели торгового предприятия, поскольку они определяют основные тенденции и место торгового предприятия на рынке. Проведем анализ состояния и динамики товарооборота магазина.
Важным направлением изучения управления товарооборотом магазина сотовой компании «Мотив» является анализ товарооборота и формирования товарного ассортимента. Это обусловлено тем, что организация определенной товарной политики и комплекса маркетинга в целом непосредственно связаны с состоянием, динамикой и структурой розничного товарооборота торгового предприятия. Поэтому исследование управления товарооборотом должно быть увязано с анализом различных сторон торговой деятельности: объемом и структурой товарооборота, размером и структурой товарного обеспечения по основным ассортиментным группам и подгруппам и пр.
Как отмечалось выше, маркетинговые исследования состоят из следующих этапов:
1) выбор цели и постановка задач;
2) формирование статистического банка;
3) сбор, обработка и хранение информации;
4) анализ, моделирование данных;
5) оценка эффективности маркетинговых исследований.
1 этап – Установление цели.
Первым этапом изучения товарооборота торгового предприятия является анализ развития объемов реализации телефонов в целом по предприятию в динамике и по сравнению с планом. Цель исследования определяем на основе коммерческой деятельности предприятия. Информация представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Развитие товарооборота магазина сотовой компании «Мотив» за период 2004 - 2005 гг. по кварталам и месяцам, тыс. р.
Заключение:
Общие позитивные тенденции, выявленные при анализе основных экономических показателей деятельности магазина: рост выручки от реализации товаров и услуг на 31,7 % раз; рост валового дохода; за счет снижения издержек удалось значительно повысить эффективность деятельности магазина: прибыль возросла в 2,8 раз и составила 2,87 млн. р., уровень рентабельности достиг 30,31 %.
Данные тенденции обусловлены рыночными факторами (рост емкости рынка сотовых телефонов, соответственно, рынка аксессуаров) и создают благоприятные перспективы дальнейшего развития торгового предприятия магазина сотовой компании «Мотив». Недостатки управления в целом и его товарооборотом в частности связаны с рыхлостью организационной структуры магазина, отсутствием плановости управления товарооборотом по всем элементам управления и, самое главное, отсутствием системных исследований внешней среды рынка сотовой связи и особенностей потребительского спроса, в связи с чем товарный ассортимент в магазине устойчив и слабо связан с динамикой спроса.
В общих квартальных итогах динамика товарооборота магазина сотовой компании «Мотив» была положительной за исключением февраля, при этом можно выделить следующую тенденцию: пиковый объем продаж приходится на весенний и зимний периоды.
Данная динамика может быть обусловлена как сезонными изменениями потребительского спроса на сотовые телефоны, так и значительным влиянием предпраздничных продаж.
Итак, можно сделать вывод, что маркетинговые исследования рынка являются неотъемлемой составной частью деятельности любого предприятия в условиях рыночной экономики, поскольку они позволяют отслеживать рыночные тенденции в изменении спроса и своевременно менять тактику поведения предприятия в рыночной среде.
Кроме того, важнейшей задачей маркетинговых исследований покупательского спроса является разработка собственной ассортиментной политики и реализации продукции в том количестве