Дипломная по теме: Психолого-педагогические аспекты развития познавательного интереса подростков

Название работы: Психолого-педагогические аспекты развития познавательного интереса подростков

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

153 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы развития познавательного

интереса у подростков……………………………………………...…….7

1.1. Изучение познавательного интереса в работах отечественных

и зарубежных психологов………………………………………………...7

1.2. Общая характеристика и содержание познавательного интереса…15

1.3. Особенности и возможности подросткового возраста……………..30

1.4. Психолого-педагогическая характеристика учебной

деятельности…………………………………………………………….40

Выводы по первой главе………………………………………………………55

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития

познавательного интереса у подростков………………………………58

2.1. Характеристика содержания исследования проявлений

познавательного интереса у подростков………………………………58

2.2. Анализ результатов изучения имеющихся особенностей

познавательного интереса у подростков………………………………62

2.3. Описание психолого-педагогических воздействий,

направленных на повышение уровня развития познавательного

интереса у подростков………………………………………………….82

2.4. Анализ динамики развития познавательного интереса в

экспериментальной группе…………………………………………….91

Выводы по второй главе……………………………………………………..105

Заключение……………………………………………………………………109

Список литературы……………………………………………………………112

Приложение……………………………………………………………………116

Выдержка:

Введение:

Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активно-сти личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направ-ленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие пси-хологических процессов человека.

В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение со-держанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к при-обретению знаний, к науке (Г.И. Щукина).

Интерес – форма проявления познавательных потребностей, обеспе-чивающая направленность личности на осознание целей деятельность, что способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более пол-ному и глубокому отражению действительности (по А.В. Петровскому) [33].

Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, на-оборот, способствует этому. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание ин-тереса к знаниям у школьников.

Процесс формирования познавательного интереса происходит в дея-тельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса. Глав-ный вид этой деятельности – учение, в процессе которого происходит сис-тематическое овладение знаниями в предметных различных областях, при-обретение и совершенствование способов (умений и навыков) познаватель-ной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения.

Глава 2:

После получения диагностических данных, нами была сформирована экспериментальная группа, в которую вошли учащиеся 5 «А» и 6 «А» клас-сов, имеющие средний и низкий уровень развития познавательного интере-са (14 человек).

Нами была адаптирована коррекционная программа «Развитие позна-вательного интереса у подростков». Программа разработана психологом школы-интерната №1, г. Армавира, Верещагиной М.Г. Нами была дополне-на и усовершенствованна.

Цель программы: через систему форм и методов информационно-дискуссионной деятельности активизировать познавательные интересы подростков, повысить их мотивацию к учебной деятельности.

Ведущая идея: утеря интереса к познавательной деятельности возни-кает в силу различных причин и обстоятельств. Предложив подросткам ис-пытать себя в различных видах информационно-дискуссионной деятельно-сти, активизировать их интерес к познанию к поиску полезной информации и, как следствие, повысить их мотивацию к учебной деятельности.

Задачи: приобретение подростками наиболее важных для компетен-ции современного человека умений и навыков:

- стремление и желание познавать что-то новое, находить необычное в привычном;

- стремление к познанию как смыслу жизни, развития в себе способ-ности учиться всю жизнь как основы непрерывного личного, профес-сионального и общественного роста;

- способность брать на себя ответственность за свои действия, по-ступки;

- стремление участвовать в совместном принятии решений, умения действовать в команде;

- умение отстаивать свою точку зрения, быть терпимым к точке зре-ния другого человека.

Ожидаемый результат: повышение уровня развития познавательных интересов подростков, включающие навыки конструктивного взаимодейст-вия, успешности самореализации, активизации внутренних ресурсов лично-сти в перспективе вступления в самостоятельную жизнь.

Данная программа состоит из семи этапов:

1. Диагностика и выявление познавательных интересов подростков.

2. Проведение игры «Брэйн-ринг».

3. Дискуссия «Человек».

4. Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир».

5. Игра-дискуссия «Время выбирает нас».

6. Интеллектуально-познавательная игра «Проверь себя».

7. Анализ полученных результатов, выработка рекомендаций.

Заключение:

Проблеме развития познавательного интереса подростков посвящены многие работы отечественных и зарубежных психологов. Но как выясни-лось в процессе анализа психолого-педагогической литературы, конкретных методов и развивающих программ не было разработано.

Наше исследование, с одной стороны, было направлено на изучение и обобщение тех ценностей, тех находок, которые обнаружены в передовом опыте учителей школы-интерната №1, с другой же стороны, на вовлечение педагогического коллектива школы, ее руководства, в активную и целена-правленную деятельность по формированию познавательных интересов подростков, по созданию общей системы учебной и воспитательной работы школы, преследующей эту задачу.

Новизной исследования является наша попытка создать для подрост-ков атмосферу, способствующую развитию познавательных потребностей и интересов. Помимо, проведенной нами коррекционно – развивающей про-граммы, мы также привлекали педагогов, воспитателей и психолога к нашей деятельности.

В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить. Поэтому необходимо направлять педагогиче-ский коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддер-жания познавательных интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении:

- выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;

- вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;

- готовить выступления перед товарищами в классе;

- направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала.

Учитель играет основную роль в формировании интереса, очень ак-тивную и многогранную. Чаще всего познавательный интерес является до-минирующим и при всех обстоятельствах имеет большую личную значи-мость для ученика. А раз так, то учителю очень важно не только его распо-знать, но и управлять им.

Похожие работы на данную тему