Введение:
Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активно-сти личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направ-ленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие пси-хологических процессов человека.
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение со-держанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к при-обретению знаний, к науке (Г.И. Щукина).
Интерес – форма проявления познавательных потребностей, обеспе-чивающая направленность личности на осознание целей деятельность, что способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более пол-ному и глубокому отражению действительности (по А.В. Петровскому) [33].
Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, на-оборот, способствует этому. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание ин-тереса к знаниям у школьников.
Процесс формирования познавательного интереса происходит в дея-тельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса. Глав-ный вид этой деятельности – учение, в процессе которого происходит сис-тематическое овладение знаниями в предметных различных областях, при-обретение и совершенствование способов (умений и навыков) познаватель-ной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения.
Глава 2:
После получения диагностических данных, нами была сформирована экспериментальная группа, в которую вошли учащиеся 5 «А» и 6 «А» клас-сов, имеющие средний и низкий уровень развития познавательного интере-са (14 человек).
Нами была адаптирована коррекционная программа «Развитие позна-вательного интереса у подростков». Программа разработана психологом школы-интерната №1, г. Армавира, Верещагиной М.Г. Нами была дополне-на и усовершенствованна.
Цель программы: через систему форм и методов информационно-дискуссионной деятельности активизировать познавательные интересы подростков, повысить их мотивацию к учебной деятельности.
Ведущая идея: утеря интереса к познавательной деятельности возни-кает в силу различных причин и обстоятельств. Предложив подросткам ис-пытать себя в различных видах информационно-дискуссионной деятельно-сти, активизировать их интерес к познанию к поиску полезной информации и, как следствие, повысить их мотивацию к учебной деятельности.
Задачи: приобретение подростками наиболее важных для компетен-ции современного человека умений и навыков:
- стремление и желание познавать что-то новое, находить необычное в привычном;
- стремление к познанию как смыслу жизни, развития в себе способ-ности учиться всю жизнь как основы непрерывного личного, профес-сионального и общественного роста;
- способность брать на себя ответственность за свои действия, по-ступки;
- стремление участвовать в совместном принятии решений, умения действовать в команде;
- умение отстаивать свою точку зрения, быть терпимым к точке зре-ния другого человека.
Ожидаемый результат: повышение уровня развития познавательных интересов подростков, включающие навыки конструктивного взаимодейст-вия, успешности самореализации, активизации внутренних ресурсов лично-сти в перспективе вступления в самостоятельную жизнь.
Данная программа состоит из семи этапов:
1. Диагностика и выявление познавательных интересов подростков.
2. Проведение игры «Брэйн-ринг».
3. Дискуссия «Человек».
4. Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир».
5. Игра-дискуссия «Время выбирает нас».
6. Интеллектуально-познавательная игра «Проверь себя».
7. Анализ полученных результатов, выработка рекомендаций.
Заключение:
Проблеме развития познавательного интереса подростков посвящены многие работы отечественных и зарубежных психологов. Но как выясни-лось в процессе анализа психолого-педагогической литературы, конкретных методов и развивающих программ не было разработано.
Наше исследование, с одной стороны, было направлено на изучение и обобщение тех ценностей, тех находок, которые обнаружены в передовом опыте учителей школы-интерната №1, с другой же стороны, на вовлечение педагогического коллектива школы, ее руководства, в активную и целена-правленную деятельность по формированию познавательных интересов подростков, по созданию общей системы учебной и воспитательной работы школы, преследующей эту задачу.
Новизной исследования является наша попытка создать для подрост-ков атмосферу, способствующую развитию познавательных потребностей и интересов. Помимо, проведенной нами коррекционно – развивающей про-граммы, мы также привлекали педагогов, воспитателей и психолога к нашей деятельности.
В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить. Поэтому необходимо направлять педагогиче-ский коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддер-жания познавательных интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении:
- выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;
- вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;
- готовить выступления перед товарищами в классе;
- направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала.
Учитель играет основную роль в формировании интереса, очень ак-тивную и многогранную. Чаще всего познавательный интерес является до-минирующим и при всех обстоятельствах имеет большую личную значи-мость для ученика. А раз так, то учителю очень важно не только его распо-знать, но и управлять им.