Введение.
Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активно-сти личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направ-ленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие пси-хологических процессов человека.
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение со-держанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к при-обретению знаний, к науке (Г.И. Щукина).
Интерес – форма проявления познавательных потребностей, обеспе-чивающая направленность личности на осознание целей деятельность, что способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более пол-ному и глубокому отражению действительности (по А.В. Петровскому) [33].
Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, на-оборот, способствует этому. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание ин-тереса к знаниям у школьников.
Процесс формирования познавательного интереса происходит в дея-тельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса. Глав-ный вид этой деятельности – учение, в процессе которого происходит сис-тематическое овладение знаниями в предметных различных областях, при-обретение и совершенствование способов (умений и навыков) познаватель-ной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения.
Рассматривая вопрос об интересе учащихся к изучению учебных предметов, надо затронуть такие очень важные вопросы этой проблемы как: сущность интереса, его значение в обучении, особенности подросткового возраста и какие интересы им присущи.
Актуальность выбранной нами темы исследования определяется важ-ностью привлечения интереса подростков к учению, в связи с тем, что ве-дущей деятельностью в этом возрасте становится интимно-личностное об-щение со сверстниками, а интерес к школе естественно снижается.
Цели исследования:
1. изучить содержание познавательного интереса у подростков;
2. определить факторы и условия, влияющие на развитие познава-тельного интереса у подростков.
Объект исследования: познавательный интерес и его проявление в учебной деятельности.
Субъектом исследования будут подростки, учащиеся 5-6 классов школы-интерната №1.
Предмет исследования: развитие познавательного интереса у подро-стков.
Гипотеза исследования – мы предположили, что характер развития познавательного интереса у подростков определяется следующими факто-рами:
1. познавательный интерес имеет возрастную динамику (у подростков 5 класса уровень познавательного интереса выше, чем у подростков 6 клас-са).
2. для повышения познавательного интереса необходимо использо-вать специально разработанную коррекционно – развивающую программу, учитывать особенности, присущие подростковому возрасту, создавать бла-гоприятные условия развития познавательного интереса.
3. своевременно и качественно выявлять уровень развития познава-тельного интереса у подростков 5 и 6 классов.
Для доказательства цели и подтверждения гипотезы нами были по-ставлены следующие задачи исследования:
1. выполнить анализ психолого-педагогической литературы по изу-чаемой проблеме;
2. изучить определение содержания познавательного интереса отече-ственными и зарубежными психологами;
3. определить факторы и условия, влияющие на развитие познава-тельного интереса у подростков;
4. апробировать коррекционно – развивающую программу;
В качестве методологических основ исследования послужили резуль-таты исследований отечественных и зарубежных ученых:
1. изучение познавательного интереса (М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.И. Божович, Г.И. Щукина, Дж. Брунер, Ж.-Ж. Руссо и др.);
2. изучение особенностей учебной деятельности подростков (Л.С. Вы-готский, Д.Б.Давыдов, Л.В.Занков, Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин и др.);
3. изучение особенностей подросткового возраста (Л.С. Выготский В.А. Крутецкий, С.К. Масгустова, И.В. Дубровина и др.);
4. изучение познавательного интереса у подростков (Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, И.В. Бадинцян, Ф.К. Савина, Г.И. Щукина и др.).
Базой апробации в нашем исследовании будут учащиеся 5 и 6 классов школы-интерната №1.
Практическая значимость состоит :
1. в возможности применения педагогами, родителями и психологом полученных результатов в практической деятельности.
2. в использовании коррекционно - развивающих заданий, направлен-ных на развитие познавательного интереса подростков.
Методы и методики:
Для изучения содержания и проявления познавательного интереса у подростков мы использовали комплекс методов: беседа о значимости пред-метов для подростков; анкета по изучению предметной ориентации у под-ростков, анкета по выявлению: мотивации учения, ранжирования познава-тельных интересов, источников удовлетворения познавательного интереса.
Для получения диагностических данных нами была проведена мето-дика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к уче-нию в средних классах школы.
Структура работы. Дипломная работа состоит из: введения, двух глав, выводы по первой главе, выводы по второй главе, заключения, списка лите-ратуры и приложения.
Теперь рассмотрим подробно все затронутые вопросы проблемы по-знавательного интереса и его влияния на обучение.
Глава 2.
Опытно-экспериментальное исследование развития познавательного интереса у подростков.
2.1. Характеристика содержания исследования проявлений познава-тельного интереса у подростков.
Наше исследование проводилось в течение двух месяцев с 30 учащи-мися 5 и 6 классов (15 человек – учащиеся 5 «А» класса, 15 человек – уча-щиеся 6 «А» класса) на базе школы-интерната №1, г. Армавира.
В нашем эксперименте исследовался уровень развития познавательно-го интереса у подростков.
На первоначальном этапе исследования мы поставили перед собой та-кие задачи:
– определить факторы и условия, влияющие на развитие познава-тельного интереса у подростков;
– определить уровень развития познавательного интереса у подрост-ков.
Для изучения содержания и проявления познавательного интереса у подростков мы использовали комплекс методов: беседа о значимости пред-метов для подростков; анкета по изучению предметной ориентации у под-ростков, анкета по выявлению: мотивации учения, ранжирования познава-тельных интересов, источников удовлетворения познавательного интереса.
Для получения диагностических данных нами была проведена мето-дика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к уче-нию в средних классах школы.