Введение:
На протяжении последних десяти лет пенсионная система РФ претерпела существенные изменения. Создана единая система регистрации застрахованных лиц, приведены к единой базе состав заработка, из которого исчисляется пенсия, и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, отработаны механизмы достижения финансовой сбалансированности доходов и обязательств системы государственного пенсионного обеспечения, реализован персонифицированный учет сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного пенсионного страхования. Однако принимаемые меры не устранили принципиальные недостатки, связанные с несоответствием размера пенсии результатам труда и объемам поступивших платежей. Проблемы пенсионного обеспечения обусловлены, в основном, низкими размерами заработной платы у большинства работающих, которая служит базой для начисления единого социального налога (ЕСН). По этой причине объем страховых платежей, поступающих за работающих граждан, примерно в 30% случаев не обеспечивает им размер пенсии на уровне прожиточного минимума, в половине случаев гарантирует пенсию в диапазоне от 100 до 200% прожиточного минимума, и только за 20% работающих перечисляются взносы, достаточные для выплаты им пенсии в размере, более чем в два раза превышающем прожиточный минимум пенсионера.
Глава 2:
Программу участия Управляющей компании НИКойл в процессе реализации Пенсионной реформы в России можно разделить на три этапа: подготовительный (в течении 2003 года), этап реализации (начиная с 2004 года) и этап окупаемости проекта.
Этап подготовки подразумевает проведение массовой рекламной компании, активной работы с клиентами, успешное прохождение тендера по выбору управляющих компаний и оформление заявлений на перевод средств под управление ЗАО УК НИКойл.
В этот период должна быть разработана инвестиционная стратегия портфеля «пенсионных накоплений», осуществлена отстройка технологий и риск-менеджмента, установление связей с ПФ РФ, ФКЦБ. Региональные сбытовые сети Автобанка, ПСК и НИКойла должны быть вовлечены в общую сбытовую систему привлечения пенсионных накоплений.
Управляющей компании необходимо обеспечить достаточную квалификацию продавца (проведение циклов лекций и тренингов), разработать адекватную систему мотивации (индивидуальные планы продаж, материальное стимулирование за сбор заявлений достаточного числа лиц).
Этот этап должен обеспечить привлечение первоначального объема пенсионных накоплений в управление в размере 15-20 млн. долларов. Первичный объем планируется привлечь от сотрудников ФК НИКойл (НИКойл-Автобанк-ПСК), существующей клиентской базы, корпоративных и ритейловых клиентов. Дополнительная часть – рыночное привлечение от средних предприятий и через региональные административные ресурсы.
Заключение:
В целом параметры российской пенсионной реформы соответствуют самым прогрессивным нормам. Однако при всей инновационности накопительной части, её относительный объём невелик и составляет порядка 1% ВВП и 3-4% совокупной капитализации внутренних финансовых рынков.
С точки зрения экономической теории, можно выделить следующие направления влияния реформы на экономику страны:
- сбережения и инвестиции – приток долгосрочных средств в экономику;
- эффективность использования трудовых ресурсов;
- баланс государственного бюджета (вначале рост расходов бюджета, потом – перенос их на частный сектор и экономия);
- корпоративное управление и развитие новых инвестиционных продуктов и технологий.
Практический опыт подтверждает в целом позитивное влияние пенсионных реформ на экономику и рынки. Однако количественное выражение этого влияния сильно зависит от конкретных параметров реформы и методов её реализации.
По мнению аналитиков НИКойла, текущие параметры российской пенсионной реформы могут обеспечить следующее влияние на российскую экономику: