Введение:
Актуальность исследования: известно, что многие дети испытывают за¬труднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает ос¬таваться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.
Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении де¬тей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чис¬то интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога до¬школьного учреждения - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное -познать радость при преодолении трудностей.
Проблемой развивающего обучения математикой занимались педагоги-практики Р.А. Березина, З.А. Михайлова, Р.П. Непомнящая, Т.И. Ерофеева и другие, которые разработали методику формирования математических пред¬ставлений детей дошкольников.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием матема¬тической науки, проникновением ее в разные области знаний.
Сегодня, а тем более завтра, математика в той или иной мере нужна бу¬дет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только матема¬тикам. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образо¬вания, т. е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.
Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интел¬лекта.
Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены ог¬ромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с са¬мого раннего возраста.
Практика обучения показала, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, ко¬торая способна (или не способна) вызвать заинтересованность и познаватель¬ную активность детей.
Актуальность данной проблемы позволила поставить цель исследования:
Глава 2:
использовались различные приемы повышения интереса детей к играм матема¬тического содержания. Игровые ситуации «Научи Незнайку», «Помоги Бурати-но найти ошибку», «Проверь, правильно ли Пиф выполнил задание» с после¬дующим помещением игрушечного персонажа в уголок занимательной матема¬тики вместе с соответствующими игровым материалом. Воспитатель предлагает ребенку поиграть, поощряет ребенка в игре, в случае угасания интереса подска¬зывает направление поисков.
Первичное ознакомление с игрой «Танграм», а позже и с игрой «Голово¬ломкой Пифагора» проходило на занятиях. Дети рассматривали элементы игры, называли их, группировали, составляли из двух - трех элементов новые геомет¬рические фигуры, силуэты предметов, животных.(см. Приложение)
Постановка заданий стимулировала у детей интерес к выполнению зада¬ний: «Придумай свое», «Составь что-нибудь новое, интересное». Сначала дети проявляли лишь отдельные элементы творчества: использовали новые сочета¬ния известных им способов воссоздания силуэтов, комбинирование. Так, они стали придумывать иные позы, составляемым ранее силуэтом животных (лисы, кошки) в игре «Тамграм».
Наблюдалось и одноименность тематики при различии конструктивных решений: составляемому силуэту петушка придавали различные позы, корабли¬ки были разнообразной конструкции.
Игровой материал усложнялся; например, силуэты в играх «Тамграм», «Головоломка Пифагора» надо было составить по нерасчленным образцам и по собственному замыслу. Детей приучали к определенной последовательности действий: внимательно рассматривать образец, рассказать о строении предмета, который надо получить, поставить перед собой цель (что надо сделать?), выде¬лить составляющие части или значимые признаки предмета, спланировать по¬следовательность и характер действий, выполнить их и осуществить контроль (правильно ли я сделал?).
Усложнились логические игры и упражнения. Дети учились находить не¬достающие фигуры, например, в третьем и во втором рядах фигур выделять за¬кономерности построения ряда, группировать фигуры по свойствам.
Увеличилось количество творческих заданий детям на занятиях, широко стали использоваться игры на составление геометрических фигур из частей, на воссоздание силуэтов из элементов, решения логических задач. Например, в за¬дании «Составь квадрат» требуется решить задачу разными способами, а на ос¬нове комбинирования четырех элементов, составить фигуры.
Основное внимание было уделено формированию проявления игровой деятельности вне занятий и в ходе выполнения заданий с раздаточным материа¬лом на занятиях, придумывать новые логические задачи на продолжение ряда фигур; на нахождение недостающего в ряду фигуры, задачи - головоломки и др.
В дальнейшем дети овладели умением ставить перед собой цель («Состав¬лю самолет», «Придумаю свою ракету»), так из элементов игры «Танграм», ре¬бенок составил самолет, а другой ребенок ракету, проявив оригинальность за¬мысла и выполнения.
Заключение:
Таким образом, как уже отмечалось, проблема обучения математике в со¬временной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний.
Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интел¬лекта. Уровнем сформированности интеллектуальных способностей в дошколь¬ном и школьном возрасте в дальнейшем во многом определяется возможность человека ориентироваться стремительно потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи.
Но, как известно, многие дети испытывают затруднения при усвоении ма¬тематических знаний. Причин этому много. Одна из них, возможна, наиболее серьезная состоит в том, что они быстро теряют интерес к процессу обучения, к самому предмету - математике.
Результаты диагностики сформированности интереса к математике пока¬зали, что у детей в недостаточной степени развит интерес к занятиям математи¬ки.
На успешность обучения дошкольников влияет содержание познаватель¬ного материала, а также такая форма, которая способна вызывать заинтересо¬ванность детей. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны; у них развивается желание заниматься, положительное отношение к учению.
В ходе работы мы выявили, что одним из средств, способствующих фор¬мированию у детей интереса к изучению математики, развитию умственных способностей являются занимательные задачи.
По развивающему воздействию на детей выделяют следующие основные виды занимательных задач: логические задачи, задачи-шутки, задачи-головоломки.