Введение:
В концепции модернизации биологического образования до 2010г. отмечены поиски наиболее эффективных форм, методов, приемов развития у учащихся интереса к предмету и выбору профессии.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования способствую совершенствованию подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности.
Введение интеграции предметов в системы образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Результаты интегрированного обучения проявляется в развитии познавательного интереса творческого мышления учащихся, что способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации уебно-познавательного интереса, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, филосовской). Тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.
Актуальность исследования определяется современными требованиями учебно-воспитательного процесса, а так же огромными дидактическими возможностями исследования междисциплинарного подхода с целью развития познавательного интереса
Цель нашего исследования заключается в определении, теоретическом обосновании и практическом подтверждении целесообразноси использования межпредметной интеграции в образовательном процессе формирования познавательного интереса у учащихся на примере биологических дисциплин.
В соответствии с поставленной целью на основе изучения существующей теории и практики, анализа передового педагогического опыта была сформулирована гипотеза исследования – использование междисциплинарного подхода в процессе обучения, способствует формированию у учащихся активного познавательного интереса.
Задачи:
-Ознакомиться с теоретическими вопросами, по проблеме исследования и опытов работы учителей биологии.
-Выявить уровни мотивов познавательных интересов в процессе учебной деятельности школьников.
-Разработать межпредметные практические задания с целью развития познавательного интереса в курсе биологии растений
Объект исследования – образовательный процесс при изучении биологии растений.
Глава 3:
группе на констатирующем этапе.
3.2 Формирующий этап
Формирующий этап эксперимента заключается в апробации фрагментов разработанных уроков, заданий интегрированного содержания в эксперементальном классе и её анализе. В контрольном классе преподавание велось традиционно. С целью определения эффективности влияния разработанных заданий на уровень знаний был определен Куз по результатам контрольных срезов.
Контрольный срез 1.
Тема: Грибы
Вариант 1. Вариант 2.
Задание 1: Определите ядовитые грибы Задание 1: Найдите съедобный
а) мухомор пластинчатый гриб
б) поганка а) подберезовик
в) ложноопенок б) белый гриб-боровик
г) подосиновик в) груздь
г) все, кроме подберезовика
Задание 2: Какие грибы паразитируют Задание 2: В каких целях
на злаковых культурах используют дрожжевые грибы
а) дрожжи а) для соления
б) пеницилл и мукор б) для получения пенициллина
в) головня и спорынья в) они не используются
г) трутовик и мухомор г) в хлебопечении и пивоварении
Задание 3: Какой тип взаимоотно- Задание 3: Какую часть груздя
шений устанавливается между собирают для употребления в пищу
березой и подосиновиком а) только грибницу
а) паразитизм б) только ножку
б) сапрофизм в) шляпку
в) симбиоз г) целиком тело гриба
г) взаимоотношений нет
Заключение:
Подводя итог исследования на тему: «Использование междисциплинарного подхода в курсе биологии растений с целью развития познавательного интереса», можно отметить, что данная проблема является актуальной, так как в настоящее время в процессе обучения учащихся продолжает возникать противоречие между интенсивно нарастающим объёмом знаний и реальными возможностями усвоения этого объёма знаний учащихся.
Анализ литературы по данной проблеме позволил нам отметить существенную роль интегрированного подхода к активизации познавательно интереса учащихся, изучить интегративные формыпознавательного интереса, условия построения и использование заданий, включающих элементы интеграции. При анализе психолого-педагогической и методической литературы, при апробации разработанного материала были выявлены условия формирования и активизации познавательного интереса учащихся, рассмотрена возможность использования интегративного подхода при организации учебно-воспитательного процесса по курсу биология растений с целью активизации познавательного интереса, разработана система интегративных познавательных заданий и последовательность методов обучения при изучении биологии растений, а также была проверена эффективность предложенных методических рекомендаций.