данного предприятия проблема мотивации персонала имеет особую значимость.
До последнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждым предприятием имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.
Службы управления персоналом пока имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормативных условий его работы.
Создавшаяся в нашей стране ситуация изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.
Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.
Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.
Таким образом, целью дипломной работы является совершенствование мотивации персонала в ресторане.
В коллективе ресторана существуют 3 сферы взаимоотношений (рис. 6): профессиональная, ценностно-мировоззренческая и сфера межличностных отношений. Это сферы достаточно тесно переплетены между собой и обусловлены друг другом.
Чтобы глубже понять морально-психологический климат коллектива, необходимо проанализировать психологическую структуру работников ресторана. Это сделано мной с применением классификации российского ученого В. М. Шепеня. Все работники коллектива с учетом моих личных наблюдений распределены на следующие психо-эмоциональные группы (таблица 2.5):
► Коллективисты – общительные работники, активно поддерживающие общественные начинания;
► Индивидуалисты – тяготеющие к персональной ответственности, самостоятельности;
► Претензионисты – работники, которым присущи тщеславие, обидчивость, желание находиться в центре внимания;
► Подражатели – сотрудники, имитирующие чужие манеры и избегающие осложнений;
► Пассивные – слабовольные работники, не проявляющие инициативы;
► Изолированные – работники с несносным характером.
На основе данных таблицы 2.7. и рисунка 2.6. можно сделать несколько выводов:
- положительным фактором является то, что большую часть составляют коллективисты. Этот фактор окажет непосредственное влияние на рост духа коллективизма и сплоченности работников;
- тревожный знак – достаточно высокий удельный вес индивидуалистов, что является потенциальным фактором падения производительности ресторана;
28) ред. Сербиновского Б.Ю. и Самыгина С.М. Управление персоналом (учебное пособие) издательство “Приор”, 1999.
29) Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. – М.: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 2004 – 384 с.
30) Управление организацией/Под ред.Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 669 с.
31) Управление персоналом /Под ред. Т.Ю Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 240 с.
32) Усов В.В Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. – М: ПрофОбрИздат, 2002 – 416 с.
33) Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998.
34) Щетин В.П. и др. Экономика образования. – М.: Российское педагогическое агентство, 2003. – 306 с.
35) Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998.
36) Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.: Высшая школа, 1999. – 304 с.
37) Шлендер П.Э., ред. Управление персоналом. М: - "ЮНИТИ", 2005 г.
38) Экономика предприятия/Под ред. Аврашина Л.Я. и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 742 с.
39) Экономика предприятия/Под ред. Волкова О.И. – М.:ИНФРА-М, 1998. – 416 с.