ВВЕДЕНИЕ
Важным направлением организации предпринимательской деятельности в торговле в современных условиях является торговля сотовыми телефонами.
Актуальность данных вопросов связана с тем, что рынок сотовой связи является быстро растущим рынком и завоевывает значительную долю платежеспособного спроса населения. Рост продаж сотовых телефонов связан также с повышением благосостояния граждан и увеличением доходов. При этом повышается качество жизни, для многих категорий пользование сотовой связью становится неотъемлемым свойством повседневного распорядка.
В условиях развития коммерческих структур повышается потребность в усилении средств связи и коммуникаций, что обусловливает рост числа пользователей сотовыми телефонами со стороны работников предприятий и организаций.
На сегодняшний день в салонах сотовой связи представлено множество различных моделей и среди большого разнообразия видов телефонов и форм организации их работы в различных стандартах оплаты появляется необходимость классификации марок и моделей телефонов, изучение потребностей населения и анализ рынка сотовой связи.
Торговля сотовыми телефонами является важным направлением совершенствования организации торговли в современных условиях [27, C. 12]. Большое значение также имеет развитие маркетинговой стратегии данных торговых предприятий.
Актуальность вопросов маркетинговых исследований определяется тем, что в рыночных условиях от развития маркетинга во многом зависит успешный сбыт товаров, функционирование торгового предприятия и его положение на потребительском рынке.
Рационально налаженные маркетинговые стратегии обеспечивают магазин необходимой коммерческой информацией, способствуют повышению конкурентоспособности торгового предприятия.
В последние годы маркетинговая деятельность тесно связана с логистикой. Услуги по организации товародвижения от производителя до розничной сети называют логистикой. Расчеты специалистов показывают, что в торговле ресурсы маркетинга используются всего на 50%, в закупочной деятельности – на 80% [29, С. 74].
Новым направлением в маркетинга является маркетинговая логистика. Маркетинговая логистика включает в себя информационные услуги, маркетинг, транспорт, расходы на содержание оптовой торговли, централизованного управления и некоторые другие. В настоящее время в торговле создаются маркетинговые распределительные центры, который концентрируют в своей деятельности функции сбора информации, маркетинговые исследования и консалтинговые услуги, и на этой основе организацию товароснабжения оптовых и розничных торговых предприятий [17, C. 192].
Поэтому вопросы развития маркетинговых стратегий в современной розничной торговле являются актуальными в теоретическом и в практическом отношении.
Целью данной выпускной квалификационной работы является определение наиболее эффективных маркетинговых стратегий деятельности магазина сотовой связи на основе использования результатов маркетинговых исследований.
Задачами данной работы являются:
- изучение сущности маркетинга и маркетинговых стратегий, их роли и значения для предприятий в современных условиях;
- определение особенностей организации маркетинговых исследований в рамках розничного торгового предприятия на рынке сотовой связи;
- анализ экономических показателей работы и условий развития маркетинга конкретного торгового предприятия, действующего на сотовом рынке г. Екатеринбурга;
- разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой стратегии в деятельности торгового предприятия.
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В МАГАЗИНЕ СОТОВОЙ КОМПАНИИ «МОТИВ»
2.1 Краткая характеристика магазина и анализ экономических показателей
В данной работе рассмотрено торговое представительство сотовой компании на отдельном балансе. Объектом исследования выступило одно из торговых представительств сотовой компании «Мотив» – магазин ИП Устинов.
Торговое предприятие – магазин сотовой компании «Мотив» ИП Устинов И.А. расположено в г. Екатеринбурге по адресу: ул. Шейнкмана, 57. Форма собственности – частная. Организационно-правовая форма – индивидуальный предприниматель без образования юридического лица.
Основными видами деятельности предпринимателя – представителя сотовой компании «Мотив» является продажа сотовых телефонов.
Целью деятельности магазина сотовой компании «Мотив» является получение прибыли за счет реализации мобильных телефонов, рассчитанных как на широкий круг населения, так и на удовлетворение эксклюзивных потребностей. Специализация магазина сотовой компании «Мотив» имеет ряд преимуществ: обеспечивает концентрацию ассортимента определенных товарных групп, создает условия для покупки родственных групп товаров в одном месте; увеличивает долю завершенных покупок; способствует повышению качества обслуживания покупателей и др.
Магазин сотовой компании «Мотив» функционирует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, и на основании Свидетельства о регистрации выполняет следующие виды деятельности: оптовую и розничную продажу сотовых телефонов, аксессуаров к телефонам и др. специализированной продукции; проведение товарообменных операций, заключение бартерных сделок; оказание платных услуг населению.
В магазине сотовой компании «Мотив» к каждому покупателю предусмотрен индивидуальный подход. В магазине сотовой компании «Мотив» работают грамотные продавцы-консультанты, которые следят за современными тенденциями в развитии сотовой связи, дают необходимые консультации покупателям, помогают им выбрать необходимый телефон и тариф обслуживания.
Общая площадь магазина сотовой компании «Мотив» составляет 110 м2, в том числе торговая площадь - 60 м2. Частный предприниматель – собственник магазина использует площади на условиях аренды.
Организационная структура магазина сотовой компании «Мотив» показана на рис. 4.
Директор магазина сотовой компании «Мотив»
Коммерческий директор Главный бухгалтер Администратор
Общие вопросы
Транспортировка Экспедирование
Отдел снабжения Отдел
продаж
Товаровед Продавцы-
консультанты
Рисунок 4- Организационная структура магазина сотовой
компании «Мотив»
Организационная структура управления торгового предприятия сотовой компании «Мотив» в силу небольших размеров имеет вид простой функциональной модели, при этом функции управления товарооборотом (т.е., организации товароснабжения, осуществление ассортиментной политики и управление товарными запасами) осуществляют генеральный директор и коммерческий директор. Директор (одновременно - учредитель И.А. Устинов) осуществляет общее руководство торговым предприятием сотовой компании «Мотив» и всеми направлениями его деятельности, обеспечивает взаимодействие всех структурных подразделений, осуществляет стратегическое и текущее руководство торговой политикой данного магазина.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1995. – 64 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. – М.: Юрид. лит., 1994. – 240 с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. – СПб.: Изд-во «Альфа», КИФ «РАВЕНА», 1996. – 272 с.
4. Федеральный Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» // Экономика и жизнь. – июнь 1995. - № 25. – С. 31; № 26. – С. 19.
5. Закон РФ «О защите прав потребителей» / Ведомости съездов народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15.
6. ГОСТ Р 51303–99. Торговля. Термины и определения. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 № 242-ст. Официальное издание. – М.: Госстандарт России, 1999.
7. Академия рынка: маркетинг. Пер. с фр. / А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др. – М.: Экономика, 1998. – 572 с.
8. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. Экономика и статистика фирм./ Учебник. - М.: Финансы и статистика.- 2002.
9. Астратова Г.В., Борцова Е.Л., Шапошников В.А. и др. К вопросу о необходимости маркетинговых исследований как важнейшего инструмента современного управления // Материалы Всеросс. науч.-техн. конф. «Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта». Т. 3. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС. 2003. С. 404-410.
10. Астратова Г.В., Скороходова Л.А., Борцова Е.Л. Маркетинговые стратегии как современные технологии управления. // Тез. Междунар. науч-практич. конф. «Актуальные проблемы управления». – М., 2003. С. 98-101.
11. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. – М.: Финстатинформ, 2000.
12. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998.
13. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. пособие.- М.: Экономика, 2003 .- 352с.
14. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник .- 3-е изд., перераб.- М.: Финансы и статистика, 1994 .- 288с.
15. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг / Учебник . - М.: Экономика, 1999.
16. Беляевский И.К. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник .- М.: Финансы и статистика, 1995 .- 429с.
17. Белоусов А.Г., Стаханов Д.В., Стаханов В.Н. Коммерческая логистика (Серия «Учебники ХХ1 века»). – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 224 с.
18. Бланк И.А. Управление торговым предприятием: Учебник .- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; Изд-во ЭКМОС, 2002 .- 416с.
19. Бланк И.А. Торговый менеджмент .- Киев: УФИМБ, 1997 .- 405 с.
20. Винслав Ю.Б. Развитие корпоративных форм хозяйствования в России. М.: 1999.
21. Гарелик М.А., Митина Л.А. Организация продажи непродовольственных товаров. М.: Экономика, 2002.
22. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Маркетинг на предприятии / Учебник.- М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.
23. Данько Т.П., Окрут З.М., Скомарцев Н.З. Управление торговлей: Учебник .- М.: Экономика, 1995 .- 248 с.
24. Дашков Л.Г. Организация, технология и проектирование торговых предприятий, 2001.
25. Джоунз Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять .- М.: ИНФРА-М, 2003.
26. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. М.: Изд-во Бук Чембэр Интернэшнл. 1992.
27. Екатеринбургские компании на рынке сотовой связи // Екатеринбургский магазин. № 6. 2005. с. 12-14.
28. Жарков П. Россия на рынке «серых технологий» экспорта средств сотовой связи // Журнал цифровых технологий: GSM – экспресс. 2005. № 9. С. 6.
29. Исследование регионального рынка товаров и потребительских предпочтений // Маркетинговые исследования № 1, 2003, с. 74.
30. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс. - 1990.
31. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Учебник. – М.: «Новое знание», 2003. – 526 с.
32. Крие А., Жаллэ Ж. Внутренняя торговля .- М.: Прогресс, 1993.
33. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. – М: Финансы и статистика, 2002-114 с.
34. Материалы конференции «Торговля в России. Урал» 30-31 января 2005 г. / Екатеринбургский магазин, № 1-2. 2005. С. 7-9.
35. Мобильная шпаргалка для студентов // Мобильные новости. 2004, июнь. С 24.
36. Николаева Т.И., Елагин Ю.А. Организация торговых процессов и обслуживания покупателей / Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та, 2003. 348 с.
37. Попов Е.В. Теория маркетинга. – Екатеринбург: изд-во ИПК УГТУ, 2000. – 586 с.
38. Рынок и торговля потребительскими товарами в цифрах: Междисциплинарное учеб. пособие / Сост. Н.Р. Егорова, Т.И. Николаева. – Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2002. – 163 с.
39. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие .- Минск: ИП «Экоперспектива», 1998 .- 498 с.
40. Скрит Н.Н., Микулич И.М., Валевич Р.П. Бизнес-планирование в торговле: Учеб. пособие.- Минск: БГЭУ, 2002 .- 215 с.
41. Сотовые телефоны: все модели, присутствующие на рынке. Справочник / Под ред. Муртазина Э.В. - М.: 2005 - 238 с.
42. Спирин А.А., Фомин Т.П. Маркетинговые исследования в торговле: Учеб. пособие.- М.: Экономика, 1998 .- 148 с.
43. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий.- М.: ИНФРА-М, 1999.- 343 с.
44. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.Н.Соломатина .- М.: ИНФРА-М, 2000 .- 295 с.