ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в условиях дальнейшего развития рыночных отношений в нашей стране необходимо совершенствование форм и методов продвижения товаров и услуг. Одним из факторов продвижения товаров и услуг на ранке сбыта является стимулирование сбыта.
Стимулирование сбыта составляет важнейший структурный элемент в системе маркетинга и способствует повышению информированности потребителей о характере товаров и услуг, их технических и иных характеристиках, способах использования и других качественных параметрах, представляющих интерес для потребителей.
Современной отечественной практике стимулирования сбыта же более 10 лет. Все эти годы стратегии сбыта развивались весьма стремительно, открывая новые и новые технологии. Слова «медиапланирование», директ - маркетинг» и т. д., стали привычными для работников системы сбыта.
Особое значение вопросы стимулирования сбыта имеют в сфере услуг. Туризм трудно представить без работы по стимулированию сбыта и рекламы. Прежде всего, она несет в себе информацию, которая обычно представлена в сжатой, художественно выраженной форме, эмоционально окрашена и доводит до сознания потенциальных потребителей наиболее важные сведения и факты о туристских продуктах и туристском предприятии.
Проблема стимулирования сбыта играет важную роль в реализации маркетинговой стратегии туристской фирмы. С помощью новых технологий продвижения туристские предприятия осваивают новые рынки сбыта. Будучи средством конкурентной борьбы, стимулирование сбыта обостряет эту борьбу, способствуя повышению качества туристского обслуживания.
Большую роль вопросы стимулирования сбыта приобретают в условиях информатизации общества. Информация становится уникальным инструментом маркетинга, устанавливающим, поддерживающим и развивающим коммуникации между туристским предприятием, с одной стороны, и потребителями, посредниками, производителями туристских услуг, государственными организациями – с другой.
С помощью методов стимулирования сбыта поддерживается «обратная связь» с рынком, что позволяет контролировать продвижение туристских услуг, создавать и закреплять у потребителя устойчивую систему предпочтений к
туристским продуктам, вносить коррективы в сбытовую деятельность.
Используя возможности целенаправленного воздействия на потребителя, стимулирование сбыта способствует не только формированию, но и управлению
спросом.
2. АНАЛИЗ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «ДЕТСКОЕ БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ»
2.1. Анализ состояния и тенденции развития детского туризма
В 2005 году на отдых и оздоровление детей в России потрачено порядка 22 млрд. рублей, из них 12 млрд. выделен фондом социального страхования. Доля частного бизнеса, готового вкладывать средства во благо подрастающего поколения, пока невелика [40, С. 24].
Отдых и оздоровление детей России в настоящее время регулируют более 20 законодательных актов. Федеральный закон № 170-ФЗ от 1.12.2004 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» окончательно закрепил ответственность органов государственной власти за развитие системы отдыха и оздоровления детей [4].
Для детского отдыха 2005 год является рубежным в решении многих проблем, предшествующий десятилетний этап позволил:
- нормативно закрепить основы функционирования системы;
- создать вертикаль государственно-общественного управления на основе межведомственного и межсекторного взаимодействия;
- определить задачи различным органам исполнительной власти, профсоюзам, иным общественным структурам;
- сохранить кадровый потенциал системы, значительно актуализировать методическое и информационное ее обеспечение;
- обеспечить основным категориям детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, гарантии соблюдения их прав на отдых;
- сохранить инфраструктуру отдыха и оздоровления детей, частично интегрировав ее в рыночные отношения.
К настоящему времени сложилась нормативно-правовая база, закрепляющая права ребенка на отдых в России, действуют Федеральные целевые и иные программы в системе отдыха и оздоровления детей. Основные из них представлены в таблице 3.
Таблица 3
Федеральные целевые и иные программы в системе отдыха и
оздоровления детей в России
Федеральные (государственные) целевые программы Реализуемые меры поддержки системы отдыха и оздоровления детей
Федеральная целевая программа «Молодежь России» (2001-2005 гг.) 1.Проведение конкурса вариативных программ и проектов форм летнего отдыха, оздоровления и занятости
2.Поддержка ярмарок, выставок по проблематике детского отдыха
3. Проведение специализированных семинаров, совещаний
Федеральная целевая программа «Дети России» (2003-2005 гг.) Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
1.Проведение профильных лагерей для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
2.Проведение лагерей для воспитанников кадетских корпусов
3. Оснащение центров дополнительного образования (детско-юношеского туризма, юных техников, ДЮСШ) оборудованием и инвентарем
Федеральная целевая программа «Дети России» (2003-2005 гг.) Подпрограмма «Одаренные дети»
Проведение всероссийских профильных лагерей для одаренных детей
Государственная Программа «Патриотическое воспитание Граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг»
Проведение всероссийских массовых мероприятий с обучающимися в каникулярный период военно-патриотической, спортивной, спортивно-технической направленности (игр «Победа», «Зарница», спартакиад и т.д.)
Детские оздоровительные и иные лагеря представляют собой большой вклад в оздоровление экономики страны [56. С. 28].
Число детских лагерей отдыха в настоящее время не увеличивается. Вместе с тем инфраструктура детского отдыха за последние годы значительно изменилась. Так, в 1990 г. в стране функционировало 5000 загородных детских оздоровительных лагерей. В 2001 г. их число снизилось до 3342. Тенденция сохраняется – за последние четыре года закрылись 242 загородные детские здравницы. А летом 2005 г. предположительно действовал 3001 оздоровительный лагерь. Не исключено, что реальное их в дальнейшем число будет снижаться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. М.: Известия, 1993.
2. Гражданский кодекс РФ. Ч.1 .- СЗ РФ № 32. Ст. 3301. 1994.
3. Закон Российской Федерации "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5491; 2003, N 2, ст. 167.
4. Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 170-ФЗ от 1.12.2004 г.// Свод законов Российской Федерации № 54. 2004г.
5. Федеральный Закон «О туристско-рекреационных зонах на территории Российской Федерации // Туризм: право и экономика. 2005. № 3. – С. 2.
6. «Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года». – Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 954-р // Собрание Законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2902.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О порядке организации отдыха детей в 2005 г.» от 01.04.2005 г. № 57.// Соцзащита № 7.-2005г. С 3-6.
8. Академия рынка: маркетинг. Пер. с фр. / А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др. – М.: Экономика, 1993. – 572 с.
9. Азоев Г.Л., Яхин В.Е. Маркетинговые исследования для среднего бизнеса: состояние рынка и перспективы развития / Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2005. № 2.
10. Айзенберг М.Н. Менеджмент рекламы. М.: ИнтелТех, 1993.
11. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
12. Астратова Г.В., Скороходова Л.А., Борцова Е.Л. Маркетинговые стратегии как современные технологии управления. // Тез. Междунар. науч-практич. конф. «Актуальные проблемы управления». – М., 2003. С. 98-101.
13. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. – М.: Финстатинформ, 2000.
14. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник .- 3-е изд., перераб.- М.: Финансы и статистика, 1998 .- 288с.
15. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг / Учебник . - М.: Экономика, 2001.
16. Басов А. Контекстная реклама: работа на результат // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - № 8. – 2005 г. – С. 38-39.
17. Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама / Пер с англ. Тольятти: Изд. Дом «Довгань», 1999.
18. Ващекин Н.П. Маркетинговая информация (стоимостной аспект) // Маркетинг. 2005. № 2.
19. Визуальный образ в туристской рекламе // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - № 8. – 2005 г. – С. 29-31.
20. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Изд-во МГУ, 1999.
21. Голубков Е.П. Планирование рекламы // Маркетинг. 2004. № 5; № 6.
22. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. - М., 2000.
23. Гаджинский А.М. Управление инновационной деятельностью рекламных агентств // Эксперт. 2006. № 1.
24. Глобальный этический кодекс туризма (1999). Комментарии. // Туризм: право и экономика. 2005. № 1. – С. 4-5.
25. Глухов В.В. Основы менеджмента .- СПб: «Специальная литература», 2002.
26. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Маркетинг на предприятии / Учебник.- М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2000.
27. Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. А.Д. Чудновско-
го.М.:ЭКМОС, 2003.
28. Гражданско-правовая ответственность туристической фирмы перед туристом // Туризм: право и экономика. 2005. № 3. – С. 20.
29. Джугенхаймер Д.У., Уайт Г.И. Основы рекламного дела. - Самара: Корпорация «Федоров», 1996.
30. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. М.: Изд-во Бук Чембэр Интернэшнл. 1992.
31. Детский отдых в России туризме // Туризм: практика, проблемы, перспективы. № 6. 2005. – С. 36-39.
32. Интернет-реклама в туризме // Туризм: практика, проблемы, перспективы. № 8. 2005. – С. 42-43.
33. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс. - 1990.
34. Карпов В.Н. Маркетинговое исследование непродовольственного рынка // Маркетинг. 2005. № 6.
35. Контеев В. Потребительский рынок города Екатеринбурга: итоги и перспективы // Магазин. Ресторан. Отель. 2005. № 2 (35).
36. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2001.
37. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для ВУЗов. – М.: Русская Деловая Литература, 2002.
38. Кротова Е.Л. Рекреационно-туристский комплекс региона: стратегические приоритеты развития. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004. – 198 с.
39. Кротова Е.Л., Пешина Э.В. Гостиничный комплекс крупнейшего города в условиях становления рынка услуг : Науч.-метод. изд. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 1999.
40. Кобяк М. Мировой рынок гостинично-туристских услуг // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2006. № 2.
41. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие рекреационных комплексов. – М.: Мысль, 2001.
42. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление: Учебн. пособие / В.К. Козлов, С.А Уваров, Н.В. Яковлева и др.; под ред. В.К. Козлова. – СПб.: Политехника, 2000. – 322 с.
43. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. – М: Финансы и статистика, 2002-114 с.
44. Набережнева Е.П. Исследование туристской рекламы в Уральском экономическом регионе // Гостиничный бизнес: опыт, проблемы, перспективы. Материалы научно-практич. конф. Екатеринбург. 9-10 ноября 2005 г. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. – 192 с.
45. Наймушин А.Д. Организация управления рекламной деятельностью в системе сбытовых и логистических структур // Маркетинг. 2005. № 1.
46. Некоторые особенности защиты прав потребителей при оказании туристических услуг // Туризм: право и экономика. 2005. № 1. – С. 7-9.
47. Нечаева Е. Рекламная стратегия для малого предприятия // Маркетинг. 2005. № 4. – С. 63-69.
48. Новый стимул к развитию туризма в России // Туризм: право и экономика. 2005. № 4. – С. 32-33.
49. Попов Е.В. Теория маркетинга. – Екатеринбург: изд-во ИПК УГТУ, 2000.
50. Ракшин Л.А. Развитие туризма и гостиничного бизнеса. – М.: «Авиаль – новый проект», 2002. – 136 с.
51. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие.- Минск, 2004 .
52. Себя показать: выставочный бизнес // Турбизнес. № 12. – 2005 г. – С. 6-7.
53. Симагучи М. Взаимный маркетинг: конструктивный подход к предприятию будущего // Менеджмент. 2004. № 2.
54. Создание сайта турфирмы: важно не промахнуться // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - № 8. – 2005 г. – С. 40-41.
55. Туризм и отдых в Свердловской области: стат. сб./ Госкомстат России. Свердловский областной комитет статистики, Институт экономики УрО РАН. Екатеринбург, 2003. – 42 с.
56. Чичкина С. Детский отдых нуждается в инвестициях // Туризм: практика, проблемы, перспективы. № 5. 2005. – С. 28-29.
57. Шандезон Ж., Лансестер А. Методы продажи / Пер с фран. М.: Прогресс-Универс, 1994.
58. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 343 с.
59. Экономика и организация деятельности предприятия: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина.- М.: ИНФРА-М, 2001 .- 295 с.
60. Электронный рынок и «новая экономика» // Вопросы экономики. 2004. № 2. С. 60.
61. Эксперты советуют // Турбизнес. № 12. Август. – 2005 г. – С. 6.