Дипломная по теме: Анализ деятельности воспитателя по созданию воспитательной среды

Название работы: Анализ деятельности воспитателя по созданию воспитательной среды

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

143 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 7

1.1. Процесс воспитания в педагогике 7

1.1.1. Сущность воспитания и самовоспитания. 7

1.1.2. Воспитание как процесс. 8

1.1.3. Способы воспитательного воздействия на человека 18

1.2. Типы воспитания 24

1.3. Модели и стили воспитания 29

1.4. Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт 41

1.4.1. Спартанская система воспитания 43

1.4.2. Афинская система воспитания. 44

1.4.3. Идеал рыцарского воспитания 45

1.4.4. Идеал воспитания по Локку 46

1.4.5. Система воспитания человека в коллективе А.С. Макаренко 46

1.5. Специфика принципов воспитания 47

1.6. Отдельные принципы воспитания 48

1.6.1. Общественная направленность воспитания 48

1.6.2. Связь воспитания с жизнью 53

1.6.3. Опора на положительное 56

1.6.4. Гуманизация воспитания 58

1.6.5. Личностный подход 58

1.6.6. Единство воспитательных воздействий 61

Выводы по главе 64

ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 68

2.1. Цели воспитания 68

2.2. Концепции воспитания дошкольников 72

2.3. Закономерности и принципы воспитания дошкольников 75

2.4. Элементы воспитания дошкольников 78

2.4.1. Физическое воспитание 78

2.4.2. Нравственное воспитание 80

2.4.3. Эстетическое воспитание 84

2.4.4. Трудовое воспитание 87

2.5. Создание воспитательной среды 90

2.5.1. Значение дошкольного детства в становлении личности. 90

2.5.2. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми. 92

2.5.3. Охрана и укрепление здоровья детей. 95

2.5.4. Перестройка содержания педагогической работы с детьми. 97

2.5.5. Возрастной подход в воспитании и обучении детей. 98

2.5.6. Воспитание дошкольников. 101

2.5.7. Обучение дошкольников. 103

2.5.8. Единство воспитания и обучения. 106

2.5.9. Организация жизни ребенка. Условия развития. 111

2.5.10. Семья, детский сад, школа. 117

2.5.11. Воспитатель детского сада. 118

2.5.12. Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждении. 119

Выводы по главе 120

ГЛАВА III. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 122

3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 122

3.2. Организация и методика исследования 123

3.2.1. Методика оценки объема внимания 124

3.2.2. Методика измерения объема восприятия 124

3.2.3. Методика на склонность к одиночеству 124

3.3. Результаты и их обсуждение 125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 132

ПРИЛОЖЕНИЕ I. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ 136

1.1. Игры, направленные на психологическую помощь в развитии внимания 136

1.2. Игры, направленные на психологическую помощь в развитии восприятия 136

1.3. Игры, направленные на психологическую помощь в развитии общения 137

ПРИЛОЖЕНИЕ II. ЦИФРОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ 141

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной дипломной работы является анализ деятельности воспитателя по созданию воспитательной среды.

Задачи:

1. Провести анализ литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть воспитание как педагогический феномен.

3. Проанализировать деятельность воспитателя по созданию воспитательной среды.

4. Провести формирующий эксперимент.

Предмет исследования: анализ деятельности воспитателя по созданию воспитательной среды.

Объект исследования: группа дошкольников из двадцати человек до проведения с ними развивающих игр и двадцати человек после проведения развивающих игр.

Цель исследования: провести исследование, направленное на выявление степени воздействия развивающих игр как средства психологической помощи в развитии дошкольнику.

Задачи исследования:

1. Провести методику оценки объема внимания»

2. Провести методику измерения объема восприятия»

3. Провести методику на склонность к одиночеству

4. Провести комплекс игр, направленных на развитие внимания, восприятия и сферы общения.

5. Провести повторную психологическую диагностику по тем же методикам.

6. Сформулировать общие выводы и рекомендации.

Практическая значимость работы: материалы данного дипломного исследования могут быть использованы в работе практического психолога в сфере работы с ребёнком дошкольного возраста в рамках педагогической, возрастной и специальной психологии.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что проведение развивающих игр является важным методом качественного развития ребёнка дошкольного возраста.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что процесс воспитания подрастающего поколения всегда связан с желанием получить результат. Собственно, ради него - конечного результата - и разраба¬тываются теории, системы, технологии педагогической науки, которые затем проверяются и утверждаются практикой.

Таким образом, цель воспитания - это ожидаемый ре¬зультат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой дея¬тельности.

С давних пор человек, становясь человеком, испытывал потребность в достижении наивысших результатов в той деятельности, которой занимался. И дей¬ствительно, оказывалось, что человек способен к таким высшим достижениям, только одному удается одно, а другому - другое.

Стоит только внимательно вчитаться в произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, песен¬ки - с целью определить, каков же был идеал у народа, и перед нами возникнет образ человека разностороннего, умелого, трудолюбивого, доброго, веселого, красивого, сильного.

Философы древности представляли себе человека сре¬доточием фундаментальных добродетелей. Сложилось даже понятие «калокагатии» (от греч. kalos - прекрасный, agathos - добрый, т. е. гармоничное сочетание внешних фи¬зических и внутренних духовных достоинств человека как идеал воспитания). Таким образом, здесь мы видим образ человека с развитым умом, добрым сердцем и восторжен¬ной душой, т.е. личность всесторонне развитую.

Таким образом, всесторонне развитая гармоничная лич¬ность - вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитани¬ем подрастающего поколения, над своим будущим, высту¬пал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, фи¬зиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства.

Детство, по периодизации, принятой в отечественной психологии, охватывает три большие эпохи: раннее детство - возраст от рождения до 3 лет, детство - от 3 до 10 лет и отрочество. Дошкольная психология, являясь составной частью детской психологии, изучает психическое развитие ребенка на протя¬жении первых 7 лет жизни.

Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что иссле¬дуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления.

Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличитель¬ные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или уве¬личение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс количественных и каче¬ственных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельнос¬ти, личности и познания.

Непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и оно делает резкий скачок.

Следовательно, развитие психики - не простое повторение пройден¬ного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к дру¬гой, качественно отличной и своеобразной.

Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразо¬вания, при которых количественные усложнения переходят в качествен¬ные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений.

2.3. Закономерности и принципы воспитания дошкольников

Одной из качественных характеристик любой науки яв¬ляется нахождение закономерностей развития объекта иссле¬дования. В частности, педагогика выясняет закономерности в области воспитания и обучения детей раннего и дошколь¬ного возраста. Что же такое закономерности воспитания?

Закономерности воспитания - это связи между компонен¬тами системы, которые обеспечивают определенный резуль¬тат воспитания. Закономерности отража¬ют сущностную характеристику процесса развития. Закономерности конкретизиру¬ются в принципах воспитания; принципы - в технологии; технология - в средствах, ме¬тодах; методы - в приемах. Если такая це¬почка имеет единый смысловой стер¬жень - результат в воспитании в значительной мере обеща¬ет быть положительным .

Рассмотрим данную цепочку на конкретных примерах. Воспитание индивида становится возможным, если сам ребенок активен в данном процессе. Это объек¬тивная, проверенная наукой и практикой закономерность. На основе данной закономерности педагогика формулиру¬ет принцип воспитания - поддерживать и направ¬лять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой ак¬тивности малыша и его возможностями. Для реализации этого принципа технология выстраивается так, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою актив¬ность в деятельности. Это значит, что педагогический про¬цесс представляет собой логическое сочетание разных ви¬дов деятельности, включаясь в которые ребенок не может оставаться пассивным. Для усиления активизирующей роли педагогического процесса подбираются методы и приемы, направленные на повышение познавательной, эмоциональ¬ной, двигательной и другой активности. Если же педагог понимает закономерность воспитания, соглашается с ней, но в педагогическом процессе опирается только на репро¬дуктивные методы, которые не требуют от ребенка «обратной связи», педагогическая работа не может считаться со¬ответствующей данной закономерности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация //Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. – М.,1983.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.

3. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. М., 1999.

4. Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева, А.Н. Давидчук и др. М., 2000.

5. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольни¬ков. М.,1998.

6. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. - М., 1995.

7. Бурменская Г.В., Карабанова О.В., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990.

8. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.,1994.

9. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М„ 1993.

10. Воспитание детей в игре / Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. М., 1993.

11. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного твор¬чества. М.,1996.

12. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. М., 1996.

13. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. СПб, 1997.

14. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ. М., 1995.

15. Дыбина-Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997.

16. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита вни¬мания как причина дезадаптации //Школа здоровья. -1994. -№1. -С. 91-104.

17. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся //Вопросы психологии. – 1990. – № 6. – С. 86-92.

18. Закон РФ «Об образовании» (1992). М., 1996.

19. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.,1982.

20. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре¬бенка.- М., 1986.

21. Иванова В. М. Игра как средство нравственного воспитания млад¬шего дошкольника в семье. - М., 1996.

22. Из детства в отрочество / Под ред. Т.Н. Дороновой. М., 1998.

23. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. – М., 1972.

24. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т. В. Ан¬тоновой. М., 1995.

25. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

26. Козлова С. А. Я - человек: Программа приобщения ребенка к со¬циальному миру. М.,1996.

27. Корнееда Е. И. Фольклорные праздники и развлечения в патриоти¬ческом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраст) - М., 1995.

28. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996.

29. Крылов Д.Н., Кулакова Т.П. Доклинические формы нервно-психических нарушений и их профилактика // Школа и психическое здоровье учащихся. – М., 1988.

30. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990.

31. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у де¬тей. – 1985.

32. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием? – М., 1980.

33. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их раз¬витие и решать их проблемы. – М., 1991.

34. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных цен¬ностей. - Самара, 1997.

35. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.. 1994.

36. Макарьев И. Если ваш ребенок – левша. – СПб., 1995.

37. Микадзе Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диаг¬ностика и коррекция. – М., 1994.

38. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М. 2000.

39. Моделирование педагогических ситуаций. – М., 1981.

40. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей //Диагностика учебной деятельности и интеллектуально¬го развития детей. – М., 1981.

41. Пестов Н. Е. Путь к совершенной радости. Воспитание детей. М., 1994.

42. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.

43. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дуб¬ровиной. – М., 1998.

44. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 1995.

45. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 2000.

46. Программа и внутренний распорядок детского сада. М., 1999.

47. Психогигиена детей и подростков /Под ред. Г.Н. Сердюковской и Г. Гельница. – М., 1985.

48. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубро¬виной. – М., 1995.

49. Развитие / Л. И. Вегнер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др. М., 1995.

50. Регуш Л.А. Тренинг педагогической наблюдательности // Вопросы психологии. – 1988. – № 3.

51. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоро¬вье. – М., 1989.

52. Сазыкин И.М. Психология дошкольного возраста. М., 2001.

53. Славина Л.С. Трудные дети. – М.-Воронеж, 1998.

54. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1993.

55. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1993.

56. Флерша Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В. Н. Шацкой. М., 2001.

57. Якобсон С.Г., Прокина Н. Ф. Организованность и условия ее формирования. – М., 1967.

58. Яковлев И.А. Мир психологии. М., 1999.

59. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти// Диаг¬ностика и коррекция умственного развития в школьном и дош¬кольном возрасте. – Петрозаводск, 1992.

Похожие работы на данную тему