ВВЕДЕНИЕ
Целью данной дипломной работы является анализ деятельности воспитателя по созданию воспитательной среды.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть воспитание как педагогический феномен.
3. Проанализировать деятельность воспитателя по созданию воспитательной среды.
4. Провести формирующий эксперимент.
Предмет исследования: анализ деятельности воспитателя по созданию воспитательной среды.
Объект исследования: группа дошкольников из двадцати человек до проведения с ними развивающих игр и двадцати человек после проведения развивающих игр.
Цель исследования: провести исследование, направленное на выявление степени воздействия развивающих игр как средства психологической помощи в развитии дошкольнику.
Задачи исследования:
1. Провести методику оценки объема внимания»
2. Провести методику измерения объема восприятия»
3. Провести методику на склонность к одиночеству
4. Провести комплекс игр, направленных на развитие внимания, восприятия и сферы общения.
5. Провести повторную психологическую диагностику по тем же методикам.
6. Сформулировать общие выводы и рекомендации.
Практическая значимость работы: материалы данного дипломного исследования могут быть использованы в работе практического психолога в сфере работы с ребёнком дошкольного возраста в рамках педагогической, возрастной и специальной психологии.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что проведение развивающих игр является важным методом качественного развития ребёнка дошкольного возраста.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что процесс воспитания подрастающего поколения всегда связан с желанием получить результат. Собственно, ради него - конечного результата - и разраба¬тываются теории, системы, технологии педагогической науки, которые затем проверяются и утверждаются практикой.
Таким образом, цель воспитания - это ожидаемый ре¬зультат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой дея¬тельности.
С давних пор человек, становясь человеком, испытывал потребность в достижении наивысших результатов в той деятельности, которой занимался. И дей¬ствительно, оказывалось, что человек способен к таким высшим достижениям, только одному удается одно, а другому - другое.
Стоит только внимательно вчитаться в произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, песен¬ки - с целью определить, каков же был идеал у народа, и перед нами возникнет образ человека разностороннего, умелого, трудолюбивого, доброго, веселого, красивого, сильного.
Философы древности представляли себе человека сре¬доточием фундаментальных добродетелей. Сложилось даже понятие «калокагатии» (от греч. kalos - прекрасный, agathos - добрый, т. е. гармоничное сочетание внешних фи¬зических и внутренних духовных достоинств человека как идеал воспитания). Таким образом, здесь мы видим образ человека с развитым умом, добрым сердцем и восторжен¬ной душой, т.е. личность всесторонне развитую.
Таким образом, всесторонне развитая гармоничная лич¬ность - вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитани¬ем подрастающего поколения, над своим будущим, высту¬пал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.
Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, фи¬зиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства.
Детство, по периодизации, принятой в отечественной психологии, охватывает три большие эпохи: раннее детство - возраст от рождения до 3 лет, детство - от 3 до 10 лет и отрочество. Дошкольная психология, являясь составной частью детской психологии, изучает психическое развитие ребенка на протя¬жении первых 7 лет жизни.
Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что иссле¬дуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления.
Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличитель¬ные признаки каждого периода и их психологическое содержание.
Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или уве¬личение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс количественных и каче¬ственных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельнос¬ти, личности и познания.
Непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и оно делает резкий скачок.
Следовательно, развитие психики - не простое повторение пройден¬ного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к дру¬гой, качественно отличной и своеобразной.
Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразо¬вания, при которых количественные усложнения переходят в качествен¬ные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений.
2.3. Закономерности и принципы воспитания дошкольников
Одной из качественных характеристик любой науки яв¬ляется нахождение закономерностей развития объекта иссле¬дования. В частности, педагогика выясняет закономерности в области воспитания и обучения детей раннего и дошколь¬ного возраста. Что же такое закономерности воспитания?
Закономерности воспитания - это связи между компонен¬тами системы, которые обеспечивают определенный резуль¬тат воспитания. Закономерности отража¬ют сущностную характеристику процесса развития. Закономерности конкретизиру¬ются в принципах воспитания; принципы - в технологии; технология - в средствах, ме¬тодах; методы - в приемах. Если такая це¬почка имеет единый смысловой стер¬жень - результат в воспитании в значительной мере обеща¬ет быть положительным .
Рассмотрим данную цепочку на конкретных примерах. Воспитание индивида становится возможным, если сам ребенок активен в данном процессе. Это объек¬тивная, проверенная наукой и практикой закономерность. На основе данной закономерности педагогика формулиру¬ет принцип воспитания - поддерживать и направ¬лять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой ак¬тивности малыша и его возможностями. Для реализации этого принципа технология выстраивается так, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою актив¬ность в деятельности. Это значит, что педагогический про¬цесс представляет собой логическое сочетание разных ви¬дов деятельности, включаясь в которые ребенок не может оставаться пассивным. Для усиления активизирующей роли педагогического процесса подбираются методы и приемы, направленные на повышение познавательной, эмоциональ¬ной, двигательной и другой активности. Если же педагог понимает закономерность воспитания, соглашается с ней, но в педагогическом процессе опирается только на репро¬дуктивные методы, которые не требуют от ребенка «обратной связи», педагогическая работа не может считаться со¬ответствующей данной закономерности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация //Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. – М.,1983.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.
3. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. М., 1999.
4. Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева, А.Н. Давидчук и др. М., 2000.
5. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольни¬ков. М.,1998.
6. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. - М., 1995.
7. Бурменская Г.В., Карабанова О.В., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990.
8. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.,1994.
9. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М„ 1993.
10. Воспитание детей в игре / Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. М., 1993.
11. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного твор¬чества. М.,1996.
12. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. М., 1996.
13. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. СПб, 1997.
14. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ. М., 1995.
15. Дыбина-Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997.
16. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита вни¬мания как причина дезадаптации //Школа здоровья. -1994. -№1. -С. 91-104.
17. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся //Вопросы психологии. – 1990. – № 6. – С. 86-92.
18. Закон РФ «Об образовании» (1992). М., 1996.
19. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.,1982.
20. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре¬бенка.- М., 1986.
21. Иванова В. М. Игра как средство нравственного воспитания млад¬шего дошкольника в семье. - М., 1996.
22. Из детства в отрочество / Под ред. Т.Н. Дороновой. М., 1998.
23. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. – М., 1972.
24. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т. В. Ан¬тоновой. М., 1995.
25. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
26. Козлова С. А. Я - человек: Программа приобщения ребенка к со¬циальному миру. М.,1996.
27. Корнееда Е. И. Фольклорные праздники и развлечения в патриоти¬ческом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраст) - М., 1995.
28. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996.
29. Крылов Д.Н., Кулакова Т.П. Доклинические формы нервно-психических нарушений и их профилактика // Школа и психическое здоровье учащихся. – М., 1988.
30. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990.
31. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у де¬тей. – 1985.
32. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием? – М., 1980.
33. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их раз¬витие и решать их проблемы. – М., 1991.
34. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных цен¬ностей. - Самара, 1997.
35. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.. 1994.
36. Макарьев И. Если ваш ребенок – левша. – СПб., 1995.
37. Микадзе Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диаг¬ностика и коррекция. – М., 1994.
38. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М. 2000.
39. Моделирование педагогических ситуаций. – М., 1981.
40. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей //Диагностика учебной деятельности и интеллектуально¬го развития детей. – М., 1981.
41. Пестов Н. Е. Путь к совершенной радости. Воспитание детей. М., 1994.
42. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.
43. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дуб¬ровиной. – М., 1998.
44. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 1995.
45. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 2000.
46. Программа и внутренний распорядок детского сада. М., 1999.
47. Психогигиена детей и подростков /Под ред. Г.Н. Сердюковской и Г. Гельница. – М., 1985.
48. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубро¬виной. – М., 1995.
49. Развитие / Л. И. Вегнер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др. М., 1995.
50. Регуш Л.А. Тренинг педагогической наблюдательности // Вопросы психологии. – 1988. – № 3.
51. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоро¬вье. – М., 1989.
52. Сазыкин И.М. Психология дошкольного возраста. М., 2001.
53. Славина Л.С. Трудные дети. – М.-Воронеж, 1998.
54. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1993.
55. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1993.
56. Флерша Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В. Н. Шацкой. М., 2001.
57. Якобсон С.Г., Прокина Н. Ф. Организованность и условия ее формирования. – М., 1967.
58. Яковлев И.А. Мир психологии. М., 1999.
59. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти// Диаг¬ностика и коррекция умственного развития в школьном и дош¬кольном возрасте. – Петрозаводск, 1992.