услуг и процедур по профессиональной оценке персонала всех звеньев кадрового состава, результативности взаимодействия подразделений, отделов между собой, обоснованности и целесообразности иерархии должностного подчинения, организационной структуры компании в целом, уровня развития и качества корпоративной культуры, наличия и эффективности системы мотивации персонала.
Необходимость в диагностике кадрового потенциала заключается в общей оценке эффективности системы управления персоналом; оценке и данных, отражающих готовность руководства и топ-менеджеров к изменениям; характеристике всего кадрового состава с позиций личностного, творческого и инновационного потенциала; выявлении системы и способов функционирования формальных и неформальных отношений, лидеров, каналов информационного обмена, возможных источников возникновения конфликтов на профессиональном и межличностном уровнях.
Управление персоналом – это управление наиболее сложным и перспективным, потенциально неисчерпаемым ресурсом предприятия, в решающей степени определяющим эффек¬тивность деятельности, конкурентоспособность и выжи¬ваемость организации. Средства управления персо¬налом должны отражать подход, позицию, точку зрения на персонал, образно говоря, демонстрировать, кем являются для хозяина фирмы, для работодателя люди, которые рабо¬тают в его организации, «за кого он их держит».
обучение.
Задача теоретического обучения – дать обучающимся необходимые знания по профессии.
Задача производственного обучения – обеспечить приобретение и закрепление практических производственных навыков и умений.
Теоретическое обучение осуществляется на рабочих местах предприятия под руководством инструктора производственного обучения. Обучение проводится по разработанным методическим рекомендациям, инструкциям скорректированных с учетом специфики предприятия. Производственное обучение проводится в виде инструктажей: вводных, текущих и заключительных.
Продолжительность каждого инструктажа устанавливается в зависимости от содержания и сложности учебной темы, работы.
Вводный инструктаж проводится в устной форме, работника подготавливают к выполнению учебно-производственного задания или
новых производственных функций. Ему объясняются цель, содержание и значение предстоящей работы, организация рабочего места, устройство и условия эксплуатации оборудования, разъясняются правила техники безопасности и производственной санитарии, показываются наиболее рациональные способы и приемы выполнения данной работы, рассказывается о технических требованиях, условиях и нормах выполнения задания.
Вводный инструктаж проводится также в письменной форме. Он предусматривает ознакомление обучаемого с рабочей документацией: рабочими чертежами, схемами, картами организации труда, инструктивными материалами, правилами и указаниями по технике безопасности.
После вводного инструктажа работники приступают к выполнению своего учебного задания, овладевают приемами труда. Перед ними ставится задача научить выполнять задания в соответствии с установленными количественными и качественными показателями.
Текущий инструктаж проводится регулярно на протяжении всей смены по всему комплексу вопросов трудовой деятельности работника. Ему демонстрируют, как практически нужно выполнять каждый этап трудового процесса. Цель инструктажа – добиться правильного и четкого выполнения работником всех установленных работ и операций, норм времени (выработки) при строгом соблюдении правил техники безопасности.
Заключительный инструктаж проводится для подведения итогов и оценки результатов работы работника. Инструктор должен обратить внимание на нецелесообразные трудовые приемы и навыки и помочь их исправить.
28. Основы управления персоналом: Учеб. Пособие./Под ред. Б.М. Генкина – М.: Изд-во Высш. шк., 2002.
29. Паркинсон С.Н., Рустомджи М.К. Искусство управления (пер. с
английского). М.:Агенство "Фаир", 1998.
30. Пригожин А. И. “Современная социология организаций”, Москва 1995г.
31. Резник С. Команда менеджера // Эко, 2003, № 3, с. 183.
32. Розанова В. А. Психология управления. - М.: ООО "Бизнес-Школа "Интел-Синтез", 1997
33. Рофе А.И. Экономика и социология труда: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во «МИК», 2003. – 128с
34. Рофе А.И., Стрейко В.Т., Б.Г. Збышко Экономика труда учебник
для вузов/Под ред. проф. А.И. Рофе. - Издательство "МИК",2000.
35. Самыгин С.И., Л.Д. Столяренко. Менеджмент персонала. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2003
36. Станкин М. Алгоритмы стимуляции наказанием./ Управление персоналом.N 8, 1996
37. Тарасов В.К. Система автоматизированной аттестации
руководителей и специалистов.//Кадровая служба рыночной экономики. -
М.:1991.
38. Удальцова М.В. Социология управления. Учебное пособие.
Москва-Новосибирск: 1999.
39. Управление персоналом/Под ред. А.Я Кибанова и Л.В. Ивановской. – М.: ПРИОР, 2002
40. Управление персоналом современной организации/Под ред. С. В. Шекшня. – М.: “Интел-Синтез”, 2003