ВВЕДЕНИЕ
Эрих Фромм (1900 — 1980) — немецко-американский философ, психолог и социолог, основоположник неофрейдизма. Неофрейдизм — это, получившее распространение главным образом в США, направление современной философии и психологии, сторонники которого соединили психоанализ З. Фрейда с американскими социологическими теориями. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни, Гарри Салливен и Эрих Фромм.
Неофрейдисты подвергли критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но сохранили при этом важнейшие компоненты его концепции (учение об иррациональных мотивах человеческой деятельности, изначально присущих каждому индивиду). Названные ученые перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Они сделали это, стремясь ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что он должен делать.
Причиной неврозов у человека неофрейдисты считают тревогу, которая зарождается еще у ребенка при столкновении с враждебным ему миром и усиливается при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной оказывается невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувства одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество неофрейдисты рассматривают как источник всеобщего отчуждения. Оно признается враждебным коренным тенденциям развития личности и преображения ее ценностных, практических идеалов и установок. Ни одно из социальных устройств, которое знало человечество, не было направлено на развитие личностного потенциала. Напротив, социумы разных эпох оказывали давление на личность, трансформировали ее, не позволяли развиться лучшим задаткам человека. Поэтому, считают неофрейдисты, через исцеление индивида может и должно произойти оздоровление всего общества.
Глава1. Проблемы взаимодействия между психологическими и социологическими факторами общественного развития.
§1. Значение свободы для современного человека – как один из ключевых аспектов.
Ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным не сотворил я тебя, так что можешь быть свободен по собственной воле и совести – и сам себе будешь творец и создатель. Лишь тебе даровал я расти и меняться по собственной воле твоей. Ты несешь в себе семя вселенской жизни.
Пико делда Мирандола - “Речь о достоинстве человека”.
В трудах Э. Фромма огромное место занимают страницы, посвященные психике современного человека, а также проблемам взаимосвязи и взаимодействия между психологическими и социологическими факторами общественного развития. Фромм считает, что нынешние тенденции политического развития ставят под угрозу индивидуальность и неповторимость каждого человека. Именно это вынудило замечательного психолога и социолога сконцентрировать внимание на одном аспекте,
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.
44. Гуревич П. Величие и ограниченность самого Фромма (вступит. статья к книге “Иметь или быть”. -
http://infolio.asf.ru/Psih/Fromm/fromm01.html
45. Тарасов А. Наследие Эриха Фромма для радикала конца XX – начала XXI века Лекция из цикла “Общественная мысль XX века: практически ценное для политического радикала наших дней”, прочитанного в Свободном университете им. С. Курёхина в 1996–1997 годах. - http://www.screen.ru/Tarasov/Fromm.htm
46. Проблемы психологической безопасности личности в современном российском обществе. -
http://info.sandy.ru/socio/public/rpec/descult/psychbez.html
47. Проблема свободы человека в работе Э. Фромма “Бегство от свободы”. Введение в проблематику работы. –
http://www.psyho.ru/books/psyho/book8.htm
48. Фромм Э. Бегство от свободы. Предисловие к первому изданию. http://psycho.dtn.ru/txt/fromm/ef008.htm
49. Фромм Э. Кредо. - http://www.bibl.ru/vi/kredo.htm
50. Фромм Э. Бегство от свободы. Приложение. Человеческий характер и социальный процесс. -
51. http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Engl/F/Fromm/Articles/beg/pril.html
52. Фромм Э. Бегство от свободы. Предисловие к 25 изданию. - http://psycho.dtn.ru/txt/fromm/ef008.htm
53. Фромм Э. Иметь или быть. Величие и ограниченность теории Фрейда. Перевод с англ. Войскунской Н., Каменкович И., Комаровой Е., Рудневой Е., Сидоровой В., Фединой Е., Хорькова М. Часть первая. Понимание различия между обладанием и бытиём. III. Обладание и бытиё в ветхом и новом завете и в трудах мастера Экхарта. VI Другие аспекты обладания и бытия. - http://www.vehi.net/fromm/imet2.html
54. Фромм Э. Иметь или быть. Величие и ограниченность теории Фрейда
Перевод с англ. Войскунской Н., Каменкович И., Комаровой Е., Рудневой Е., Сидоровой В., Фединой Е., Хорькова М. Часть третья.
Новый человек и новое общество. VII Религия, характер, общество. - http://www.vehi.net/fromm/imet3.html
55. Э. Фромм. Иметь или быть. Величие и ограниченность теории Фрейда
Перевод с англ. Войскунской Н., Каменкович И., Комаровой Е., Рудневой Е., Сидоровой В., Фединой Е., Хорькова М. Часть третья.
Новый человек и новое общество. VIII. Условия изменения человека и черты нового человека. - http://www.vehi.net/fromm/imet3.html