Дипломная по теме: Развитие критического мышления как метода (далее РКМЧП), способствующего повышению уровня обученности учащихся на уроках английского языка.

Название работы: Развитие критического мышления как метода (далее РКМЧП), способствующего повышению уровня обученности учащихся на уроках английского языка.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

129 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы развития критического мышления в образовательном процессе школы 8

1.1.Понятие мышления и его виды 8

1.2. Предпосылки развития критического мышления в образовательном процессе школы 44

1.3. Возможности метода «Развитие критического мышления через чтение и письмо» для повышения обученности учащихся на уроках английского языка 40

Глава 2. Практическая ценность метода «Развитие критического мышления через чтение и письмо» 61

2.1. База и методы исследования 61

2.2. Результаты исследования уровня обученности учащихся на этапе констатирующего эксперимента 64

2.3 Применение метода развития критического мышления через чтение и письмо как метода, способствующего повышению уровня обученности учащихся на уроках английского языка и его эффективность 66

Заключение 86

Список использованной литературы 88

Приложения 92

Выдержка:

Введение:

Актуальность. Изменения, происходящие в обществе в условиях перехода к информационной стадии развития, затрагивают и сферу образования, определяя направления изменений в ней. Образование в информационном обществе имеет своей целью наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей личности, которые являются выражением не только ее стремления к наиболее полной самореализации, но и воздействия условий быстро меняющего мира. В последнем случае перед человеком встает необходимость постоянно пополнять свои знания, чтобы комфортно чувствовать себя в изменяющемся мире.

Таким образом, происходит ориентация на образование как на средство достижения каких-либо значимых для индивида целей и ориентация на образование как самоценность, что предполагает предоставление человеку возможности использовать образование как гибкий инструмент расширения и реализации жизненного потенциала.

Ведущей дидактической идеей, в логике развития которой сегодня представляется продуктивным выстраивать работу педагогического коллектива, является понимание образовательного процесса как главного условия и основного средства целенаправленной подготовки человека к самообразованию, иными словами средства развития личностного познавательного потенциала обучающегося.

Задачей педагогики и психологии является воспитание такой личности, которая могла бы мыслить и действовать самостоятельно, а это предполагает активное участие человека в общественной жизни. Отказ от педагогической авторитарности, односторонности в оценках происходящего потребовал разноплановых научных поисков в системе образования, значительное место среди которых занимает проблема развития мыслительных способностей учащихся.

Педагоги давно установили, что основной акцент в преподавании должен делаться не на усвоение учащимися излагаемой информации и механическое запоминание ими учебного материала, а на развитие мышления учащихся. Необходимо также обучать аналитически рассматривать изучаемую сферу, что предполагает разложение, расчленение, исследование начал, элементарных принципов, в силу которых рассуждение принимает доказательный характер.

Интеллектуальное развитие человека определяется в наше время не объемом знаний, сведений, удерживаемых в памяти, все возрастающим объемом научной информации, а готовностью человека к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления информации и умением самостоятельно принимать решение.

Формирование критического мышления учащихся в процессе обучения приобретает особенно большое значение не только в связи с новыми задачами, поставленными перед школой в современных условиях. В личностно ориентированной педагогике способы формирования критического мышления должны соответствовать развитию современного общества и усилению внимания к внутреннему миру личности.

Педагогика и психология имеет достаточное представление о формировании теоретического и практического, продуктивного и репродуктивного мышления учащихся, существует целостная концепция проблемного обучения как средства развития творческого, проблемного мышления в процессе усвоения знаний. Однако среди всех видов мышления, достаточно изученных психологами и педагогами, менее всего описан такой важный вид, как критическое мышление. Многие педагоги стремятся к поиску оптимальных форм и методов обучения критическому мышлению, однако, и в подготовке учителя почти не уделяется внимание формированию критического мышления.

Целью работы является исследование развитие критического мышления как метода (далее РКМЧП), способствующего повышению уровня обученности учащихся на уроках английского языка.

Объект исследования: критическое мышление.

Предмет исследования: развитие критического мышления у школьников через чтение и письмо на уроках английского языка

Для достижения поставленной в работе цели решаются следующие задачи:

1. Провести анализ литературы по проблеме исследования;

2. Изучить понятие «мышления» и его виды

3. Исследовать возможности метода «Развитие критического мышления через чтение и письмо» для повышения обученности учащихся на уроках английского языка

4. Провести исследование уровня обученности учащихся на начальном этапе эксперимента

Глава 2:

Рис. 4 и рис. 5 позволяют проследить сравнительную динамику роста качества обученности в экспериментальном классе, обучающемся по технологии РКМЧП по сравнению с контрольным классом, обучающемся по традиционной программе. Как показывают графики, в контрольной группе коэффициент качества снизился на 4%, в то время как в экспериментальном классе можно наблюдать рост коэффициента качества на 20%.

Таким образом, исходя из полученных данных и приведенных выше рис.4 и рис. 5, можно сделать вывод, что уровень владения английским языком в экспериментальном классе выше. Кроме того, в экспериментальном классе наблюдается динамика роста обученности, а в контрольном обученность снизилась на 4%. Можно сделать вывод о том, что применение технологии РКМЧП наряду с традиционной в обучении английскому языку позволяет достичь значительных результатов.

Выводы по 2 главе

В практической части дипломной работы нами подготовлена и проведена экспериментальная работа с целью исследования эффективности применения РКМЧП как метода, способствующего повышению уровня обученности учащихся на уроках английского языка. Исследование проходило на базе школы № 1167 г. Москвы.

Констатирующий этап эксперимента имел целью изучение уровня обученности учащихся на начальном этапе эксперимента среди испытуемых 50 учащихся 10-х классов. В процессе констатирующего эксперимента нами было протестированы знания учащихся по английскому языку с использованием трех вариантов тестов.

Анализ результатов исследования позволил сделать следующий вывод: в 10-б классе показатели обученности выше – отлично получили 8 человек (32%), что на 12% выше, чем в 10-а классе. У учащихся 10-б класса коэффициент качества выше (0,72), чем у учащихся 10-а класса (0,6).

С 2007 по 2009 год нами был проведен формирующий эксперимент в ходе которого контрольный класс обучался по традиционной методике в соответствии с Государственной Программой по иностранным языкам. А экспериментальный класс наряду с традиционной методикой применялась технология РКМЧП.

В 11 классе нами был так же предложен для экспериментального класса элективный курс «Судебные системы Великобритании и США», который соответствует основным положениям концепции обучения в старшей школе и требованиям Государственного стандарта (полного) общего образования по английскому языку.

В конце учебного 2008-2009 года был проведен контрольный эксперимент с целью изучения эффективности применения РКМЧП как метода, способствующего повышению уровня обученности учащихся на уроках английского языка. В контрольном эксперименте участвовал экспериментальный класс и контрольный класс.

Сравнительный анализ результатов олимпиады, проведенной в обоих классах, позволяет сделать вывод о более высоком уровне обученности, достигнутом в экспериментальном классе, обучавшемся по технологии РКМЧП - в 11-а классе число учащихся получивших оценку «отлично выросло до 10 человек (40%), что выше на 20%. Такое же количество - 10 человек (40%) в экспериментальном классе получили отметку «хорошо». Всего 5 человек (20%) имеют оценку «удовлетворительно». В контрольном классе показатели значительно не изменились.

Заключение:

Основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Следовательно, речь идет об определенной организации содержания обучения и познавательной деятельности учащихся, которая бы облегчала и ускоряла овладение знаниями учащимися, активизировала процесс их усвоения, обучала школьников приемам самостоятельной работы с учебным материалом и информацией, способствовала формированию у них информационной и коммуникативной компетенций. Большую помощь в этом может оказать технология развития критического мышления через чтение и письмо.

В практической части дипломной работы нами подготовлена и проведена экспериментальная работа с целью исследования эффективности применения РКМЧП как метода, способствующего повышению уровня обученности учащихся на уроках английского языка. Исследование проходило на базе школы № 1167 г. Москвы.

Констатирующий этап эксперимента имел целью изучение уровня обученности учащихся на начальном этапе эксперимента среди испытуемых 50 учащихся 10-х классов. В процессе констатирующего эксперимента нами было протестированы знания учащихся по английскому языку с использованием трех вариантов тестов.

Анализ результатов исследования позволил сделать следующий вывод: в 10-б классе показатели обученности выше – отлично получили 8 человек (32%), что на 12% выше, чем в 10-а классе. У учащихся 10-б класса коэффициент качества выше (72%), чем у учащихся 10-а класса (60%).

С 2007 по 2009 год нами был проведен формирующий эксперимент в ходе которого контрольный класс обучался по традиционной методике в соответствии с Государственной Программой по иностранным языкам. А экспериментальный класс наряду с традиционной методикой применялась технология РКМЧП.

В 11 классе нами был так же предложен для экспериментального класса элективный курс «Судебные системы Великобритании и США», который соответствует основным положениям концепции обучения в старшей школе и требованиям Государственного стандарта (полного) общего образования по английскому языку.

В конце учебного 2008-2009 года был проведен контрольный эксперимент с целью изучения эффективности применения РКМЧП как метода, способствующего повышению уровня обученности учащихся на уроках английского языка. В контрольном эксперименте участвовал экспериментальный класс и контрольный класс.

Похожие работы на данную тему