Дипломная по теме: Метод проектов в образовательной области «Технология»

Название работы: Метод проектов в образовательной области «Технология»

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

76 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Введение 4

1. Научно-методические основы «Метода проектов» 7

1.1История метода проектов 7

1.2 Образовательный ресурс «Метода проектов» 9

1.3 Статус метода проектов 12

1.4 Типология проектов 13

2. Методика работы над проектом 15

2.1Этапы работы над проектом 15

2.2 Характер педагогической деятельности в методе проектов 22

3.Педагогический эксперимент 22

3.1Значение кружковой работы для развития творческих способностей учащихся 24

3.2 Планирование кружковой работы

24

3.2.1 Составление программы кружка

3.2.1.1 Пояснительная записка 25

3.2.1.2 Примерный тематический план на 2005-2006 учебный год

28

3.2.1.3 Содержание занятий кружка 30

3.3 Подготовка к кружковой работе 41

3.3.1 Личная подготовка руководителя кружка 41

3.3.2 Подготовка учебно -материального обеспечения 43

3.4 Подготовка к проведению занятий кружка 54

3.4.1 Определение форм и методов проведения занятий кружка 54

3.4.2 Определение целей и содержания занятий 55

3.4.3 Определение структуры занятий 56

3.4.4 Составление плана занятий кружка 57

Заключение 67

Список литературы 68

Приложения

69

Выдержка:

Введение

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Предполагалось строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, пр.).

3 Педагогический эксперимент

3.1Значение кружковой работы на развитие творческих способностей учащихся

Кружок – особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляются специальные развивающие, познавательные игры и освоение опыта дополнительного мастерства, творчества и эмоционально-ценностных отношений обучающихся, но и расширяются возможности для жизненного самоопределения учащихся. Постоянно расширяющееся внешнее образовательное пространство способствует формированию интересов и склонностей самих учащихся. Кружковая работа рассматривается как своеобразная образовательно-производственная среда, в которой осуществляется «производство» романтически - увлеченных каким-то конкретным делом людей, с учетом их индивидуальных особенностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций. В программах кружков нет четко выраженных образовательных стандартов, критериев и показателей качества. Образовательные программы, реализуемые на данном этапе, составляются и корректируются по ходу их исполнения, непосредственно в кружку с активным участием педагога и психолога. Учебно-воспитательная деятельность всегда имеет четко выраженную цель, которая спланирована и регламентирована по времени, по ресурсному и кадровому обеспечению, по способам контроля и оценки результатов на каждом этапе ее достижения.

Известно, что каждый нормальный человек может перенимать опыт предшествующих поколений творцов, т.е. не только понять, как мыслили и что чувствовали его предки, использовать все, что они создали, но и перешагнуть границы, очерченные прошлым опытом. Характерная черта человека испытывать, выражать и развивать свои способности в творческой, созидательной деятельности. В кружке учащие приобщаются к культурно-историческому наследию творцов, создателей всех тех культурных ценностей, которые сохранились до наших дней, к новым (для учащихся) технологиям познания, освоения и преобразования окружающего их мира, к пониманию того, что расширение и углубление знаний о природе, о свойствах материалов, смена технологий обуславливали перемены в отношениях людей, т.е. в общественных отношениях. На этом этапе происходит осознание детьми своего собственного опыта, и поэтому им нужен образец для сравнения, необходим собеседник, признанный мастер, консультант и надежный, опытный товарищ. Профессиональная компетенция мастера включает в его исполнительское мастерство, его психолого-педагогическую подготовку, его готовность к развивающему общению с любознательными и увлекающимися конкретным делом учащимися. Наиболее значимой задачей для педагога является выбор средств стимулирования у учащихся мысли о том, что они находятся в процессе постоянного развития, поддержание у учащихся оптимистического взгляда на собственные способности и возможности. При этом становится возможным достижение следующих результатов: формирование опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которого может быть, в том числе, осуществлено предварительное личностное, социальное профессиональное самоопределение; формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности, в числе специфических для предметных областей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- Москва: Народное образование, 2000г., 240 с.

2. Полат У.С. Метод проектов.

3. Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. /Развитие интеллектуальной активности.

4. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами. Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы. Белорусский государственный университет.- Мн., Пропилен, 2001 г.

5. Е. Малахова Изготовление искусственных цветов, серия «Учебный курс».- Ростов на Дону, «Феникс», 2002 г.

6. Е.А. Козинкина Цветы из ткани.- Москва, Легпромбытиздат, 1990 г.

7. Г.Д. Кравченко К лепестку-лепесток: изготовление цветов своими руками.- Калининград, книжное издательство, 1991 г.

8. Журнал Ателье.- 4/2001

9. Т.О. Бердник, Т.П. Неклюдова Дизайн костюма.- Ростов на Дону, «Феникс», 2000 г.

10. А.Т. Труханова Справочник молодого швейника.- Москва, «Высшая школа», 1985 г.

11. Н.С. Сафонова, О.С. Молотобарова Кружки художественной вышивки.- Москва, «Просвещение», 1978 г.

12. Программы. Культуры быта.- Москва. 1986 г.

Похожие работы на данную тему