Введение
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Предполагалось строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, пр.).
3 Педагогический эксперимент
3.1Значение кружковой работы на развитие творческих способностей учащихся
Кружок – особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляются специальные развивающие, познавательные игры и освоение опыта дополнительного мастерства, творчества и эмоционально-ценностных отношений обучающихся, но и расширяются возможности для жизненного самоопределения учащихся. Постоянно расширяющееся внешнее образовательное пространство способствует формированию интересов и склонностей самих учащихся. Кружковая работа рассматривается как своеобразная образовательно-производственная среда, в которой осуществляется «производство» романтически - увлеченных каким-то конкретным делом людей, с учетом их индивидуальных особенностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций. В программах кружков нет четко выраженных образовательных стандартов, критериев и показателей качества. Образовательные программы, реализуемые на данном этапе, составляются и корректируются по ходу их исполнения, непосредственно в кружку с активным участием педагога и психолога. Учебно-воспитательная деятельность всегда имеет четко выраженную цель, которая спланирована и регламентирована по времени, по ресурсному и кадровому обеспечению, по способам контроля и оценки результатов на каждом этапе ее достижения.
Известно, что каждый нормальный человек может перенимать опыт предшествующих поколений творцов, т.е. не только понять, как мыслили и что чувствовали его предки, использовать все, что они создали, но и перешагнуть границы, очерченные прошлым опытом. Характерная черта человека испытывать, выражать и развивать свои способности в творческой, созидательной деятельности. В кружке учащие приобщаются к культурно-историческому наследию творцов, создателей всех тех культурных ценностей, которые сохранились до наших дней, к новым (для учащихся) технологиям познания, освоения и преобразования окружающего их мира, к пониманию того, что расширение и углубление знаний о природе, о свойствах материалов, смена технологий обуславливали перемены в отношениях людей, т.е. в общественных отношениях. На этом этапе происходит осознание детьми своего собственного опыта, и поэтому им нужен образец для сравнения, необходим собеседник, признанный мастер, консультант и надежный, опытный товарищ. Профессиональная компетенция мастера включает в его исполнительское мастерство, его психолого-педагогическую подготовку, его готовность к развивающему общению с любознательными и увлекающимися конкретным делом учащимися. Наиболее значимой задачей для педагога является выбор средств стимулирования у учащихся мысли о том, что они находятся в процессе постоянного развития, поддержание у учащихся оптимистического взгляда на собственные способности и возможности. При этом становится возможным достижение следующих результатов: формирование опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которого может быть, в том числе, осуществлено предварительное личностное, социальное профессиональное самоопределение; формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности, в числе специфических для предметных областей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- Москва: Народное образование, 2000г., 240 с.
2. Полат У.С. Метод проектов.
3. Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. /Развитие интеллектуальной активности.
4. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами. Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы. Белорусский государственный университет.- Мн., Пропилен, 2001 г.
5. Е. Малахова Изготовление искусственных цветов, серия «Учебный курс».- Ростов на Дону, «Феникс», 2002 г.
6. Е.А. Козинкина Цветы из ткани.- Москва, Легпромбытиздат, 1990 г.
7. Г.Д. Кравченко К лепестку-лепесток: изготовление цветов своими руками.- Калининград, книжное издательство, 1991 г.
8. Журнал Ателье.- 4/2001
9. Т.О. Бердник, Т.П. Неклюдова Дизайн костюма.- Ростов на Дону, «Феникс», 2000 г.
10. А.Т. Труханова Справочник молодого швейника.- Москва, «Высшая школа», 1985 г.
11. Н.С. Сафонова, О.С. Молотобарова Кружки художественной вышивки.- Москва, «Просвещение», 1978 г.
12. Программы. Культуры быта.- Москва. 1986 г.