Введение:
Подростковый возраст – это один из важных этапов восходящего онтоге-неза с точки зрения формирования личности. Психическое развитие в подрост-ковом возрасте вызывает пристальное внимание исследователей. Это связано со специфическими особенностями данного этапа развития и его влиянием на весь последующий онтогенез. Естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт (отнюдь не всегда позитивный), овладеть которым очень сложно. Одной из актуальных проблем возрастной психологии является изучение формирования личности в подростковом возрасте в связи с социализацией подростков. Исследование особенностей социальной ситуации развития в подростковом возрасте дает обширный материал для понимания закономерностей личностного развития подростков, что необходимо для последующего интегрирования их в общество.
Понятие социальной ситуации развития ввел Л.С. Выготский, обозначив им важнейшую характеристику возраста, раскрывающую отношения ребенка и его социального окружения. Возрастная специфика и содержание категории со-циальная ситуация развития в стабильных и кризисных возрастах были под-вергнуты глубокому теоретическому и экспериментальному анализу в работах отечественных психологов (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн и др.). Было показано, что особенности социаль-ной ситуации развития решающим образом определяют направление, содержа-ние и характер развития ребенка в нормативном пространстве возрастного раз-вития. Вместе с тем в современной детской психологии все более остро осозна-ется необходимость конкретизации понятия «социальная ситуация развития ре-бенка» для решения неотложных и важных задач оптимизации, профилактики и коррекции психического развития детей.
Цель исследования – проанализировать особенности социальной ситуа-ции развития в подростковом возрасте.
Объект исследования – подростки.
Глава 4:
Поскольку большую часть времени подросток проводит в школе, в стенах школы создаются условия для развития его личности. В подростковом возрасте отрок продолжает посещать школу, но его внутренняя позиция по отношению к школе и учению меняется. Если в младших классах, ребенок был поглощен са-мой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают взаимоотношения с окружающими. Взрослый друг, кумир – редкое явление в индивидуальной жизни подростка. В этом возрасте уважаемый взрослый чаще всего достояние подростковой группы, если это учитель, руководитель спор-тивной секции, научного объединения и др. другое дело – массовый кумир. Он является предметом обожания многих, объединяя их одной общей эмоцией, что чрезвычайно ценно для подростков. И в том и в другом случае взрослые высту-пают для отроков в качестве некого значимого человека, который становится предметом группового обожания и подражания. Очень важно поэтому, кто из взрослых занял этот пьедестал.
И все-таки для подростка наиболее значимы его сверстники и общение с ними. Общение со сверстниками в подростковом возрасте является ведущей деятельностью. В общении со сверстниками подросток расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности, постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявле-ния. Общение выступает в качестве особой школы социальных отношений. Подросток учится подавлять импульсивные действия, осмысливать свои кон-формные и негативные реакции на предполагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения.
Вторая часть дня может проходить для подростков разнообразных усло-виях: дома, в спортивных клубах, в творческих объединениях, а так же в местах скрытых от контролирующего ока общественного мнения – будь то двор, лест-ничная площадка, дома или полона в лесу. Главное – сумерки, и наступающая ночь не только обогащают эмоциональные чувства романтикой времени суток, но и подтверждают взрослость отрока, который оторвался от детства и теперь уже может позволить себе не идти спать, а быть с приятелями.
Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нор-мам группы сверстников [12]. Чувство принадлежности к «подростковой» общ-ности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на фор-мирующиеся у него нормы и ценности [5].
Социальная ситуация обладает тонким разнообразием условий и всевоз-можных провокаций для испытания подростком самого себя, что взрослый в силу уже сложившихся ценностей подчас не может даже их себе представить. Подросток может стремиться к самому прекрасному достоянию человеческого духа. Для этого он идет в консерваторию, в картинную галерею, в разнообраз-ные музеи, едет в экспедиции в поисках памятников архитектуры, путешеству-ет и т.д. он же может обследовать катакомбы, искать контакты с бездомными в предвкушении неизведанного, изучая меру человеческого падения. Можно ска-зать, что в отрочестве происходит чрезвычайное расширение социальных усло-вий бытия подростка: и в пространственном отношении, и в плане увеличения диапазона духовных проблем. В отрочестве человек стремится пройти через все, чтобы затем обрести себя. Конечно, это опасное стремление для несформи-ровавшейся личности. На этом пути без поддержки со стороны взрослого друга подросток может остаться в асоциальном пространстве, так и не поднявшись на высоты духовной жизни.
Заключение:
Подростковый возраст это один из самых сложных периодов в жизни че-ловека. Специфические особенности данного этапа развития и его влияние на весь последующий онтогенез обусловливают пристальное внимание исследова-телей к формированию личности подростка. Социальная ситуация развития в этом возрасте представляет собой переход от зависимого детства к самостоя-тельной и ответственной взрослости. Центральными психологическими ново-образованиями в подростковом возрасте становятся формирование у подростка самосознания и своеобразного чувства зрелости, как субъективного пережива-ния отношения к самому себе как к взрослому. Подросток занимает промежу-точное положение между детством и взрослостью. Отчуждаясь от родителей и одновременно любя их, подросток по-прежнему учится учитывать очень раз-ные планы человеческих чувств и поступков. Но теперь он учится строить но-вые отношения со своей семьей уже на уровне возрастной отчужденности.
Доминирующим моментом системы познавательных интересов подрост-ка становиться психологические качества окружающих людей, прежде всего близких его сверстников. Развитие интереса к Другому обуславливается новыми формами общения подростков между собой. Оно строится на взаимно интересных занятиях, обсуждениях, в которых обнаруживается «родство» пе-режитого, продуманного. Главным моментом содержания общения высту-пают более глубокие личные взаимоотношения, связанные с самыми разнооб-разными эмоциями. Интерес к своему сверстнику, углубленный процессом об-щения с ним, размышлением о его качествах, поведении заставляет подростка присмотреться и к себе, проанализировать свое поведение в этом общении, разобраться в своих чувствах, возможностях и тому подобное. Таким обра-зом, социальная ситуация развития в подростковом возрасте и межличност-ное общение имеют прямое отношение к формированию представления о себе и самосознания.