Введение:
Известно, что развитая рыночная инфраструктура – необходимый атрибут товарной экономики с рыночным механизмом производства, распределения, обращения и потребления в процессе воспроизводства общественного продукта. Это – комплекс отраслей и сфер хозяйства, а также непроизводственных сфер деятельности, обеспечивающих общие условия воспроизводства в условиях рынка, в то числе адекватно обслуживающих систему товарного обращения средств производства.
Необходимо относить к данному комплексу, в первую очередь, отрасли, обслуживающие производство (производственная инфраструктура): транспорт и транспортное хозяйство в целом; связь; линии энергопередачи; материально-техническое снабжение; заготовку и сбыт продукции; рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.
Рынок на современном этапе предъявляет специфические требования к решению инфраструктурной проблемы. И, в первую очередь, к составу элементов производственной инфраструктуры, к направленности и результативности их функционирования как системы, обеспечивающей развивающийся в стране новый социально-экономический механизм.
Совершенствование производственной инфраструктуры является важным направлением интенсификации общественного производства. Высокий уровень ее развития позволяет полно и комплексно использовать накопленный производственный потенциал, сокращает время нахождения материальных благ в сфере обращения, повышает мобильность производственных ресурсов, способствует углублению разделения труда и тем самым – повышению эффективности общественного производства. Таким образом, на современном этапе переориентации экономики на рыночный тип развития вопросы улучшения функционирования и развития производственной инфраструктуры становятся особенно актуальными.
В предстоящем периоде становления рынка основными направлениями улучшения бытового обслуживания населения являются:
- увеличение объемов и расширение видов услуг;
- улучшение качества исполнения заказов и работ;
- сокращение затрат времени заказчиков на получение услуг;
- повышение культуры обслуживания;
- совершенствование ценообразования на услуги.
Эти задачи должны решаться на основе рационального и эффективного использования ресурсов предприятий бытового обслуживания.
Несмотря на сложности перехода к рынку, объективно необходимо быстрое и успешное развитие предприятий сферы сервиса на принципиально новой основе. Предстоит перестроить и существенно улучшить работу предприятий бытового обслуживания населения, повысить эффективность их хозяйственной деятельности как в сфере производства услуг, так и в процессе транспортировки изделий.
Бытовое обслуживание как система состоит из двух взаимосвязанных частей и обслуживающей их инфраструктуры. Первая часть охватывает организацию бытового обслуживания, вторая – производство бытовых услуг и работ. Инфраструктура системы обеспечивает рациональное соединение двух основных частей системы в единое целое. Основные функции инфраструктуры заключаются в обеспечении координации процесса функционирования частей системы по времени и месту, т.е. определении, согласовании, перераспределении моментов получения и выдачи заказов (заявок) на обслуживание с моментами их обработки или доработки; организации транспортировки принятых от клиентов заказов (заявок) до места их обработки (доработки) и после этого до места передачи клиенту.
Глава 4:
Разработка данного раздела строится на основе ожидаемого уровня производства и проектных мероприятий. Расчет плановой величины себестои-мости услуг проводится по методике, учитывающей влияние технико-экономических факторов. Она содержит следующую последовательность расче-та:
1. Определение затрат на один рубль услуг ( З отч.) в отчетном году по формуле:
З отч. = С отч. / О отч. (4.3.1.)
где С отч. – полная себестоимость услуг в отчетном году, руб..
О отч. – объем производства услуг в отчетном году, руб.
З отч. = 914000 / 1009695 = 0,905 (руб.)
2. Определение исходной величины себестоимости (С исх.) по формуле:
С исх. = З отч. * О пл. (4.3.2.)
где О пл. – плановый объем производства услуг, руб.
С исх. = 0,905 * 1108645,1 = 1003323,8 (руб.)
3. Определение плановой себестоимости услуг (С пл):
С пл. = С исх. – Э общ. (4.3.3.)
где Э общ. – общая величина экономии от снижения себестоимости за счет всех технико-экономических факторов проектируемых мероприятий (рас-чет в п. 3.6. Э общ = 50702,2 руб.).
С пл. = 1003323,8 - 50702,2 = 952621,6 (руб.)
4. Определение плановых затрат на один рубль услуг:
З пл. = С пл. / О пл. (4.3.4.)
З пл. = 952621,6 / 1108645,1 = 0,859 (руб.)
5. Расчет снижения затрат в плановом году:
Заключение:
Целью дипломного проектирования являлось проектирование произ-водственной инфраструктуры на примере МУПБО «Бодрость». Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи. Изучены теоретиче-ские материалы по заданной теме, что позволило представить производствен-ную инфраструктуру предприятия в виде схемы.
Проведенный анализ деятельности предприятия по оказанию бытовых услуг населению Центрального района г.Тольятти позволяет сделать следую-щие выводы.
1) Предприятие МУПБО «Бодрость» оказывает населению прачечные, банные и парикмахерские услуги.
а) в Центральном районе г.Тольятти действует ряд предприятий по ока-занию прачечных услуг. Однако радиус их действия велик и они практически не вступают в серьезную конкуренцию, поэтому предприятие «Бодрость» имеет в этой области устойчивые позиции.
б) низкие показатели объема реализации услуг бани связаны со сниже-нием платежеспособности населения, а также с ухудшением технического со-стояния бани.
в) при оказании парикмахерских услуг предприятие испытывает значи-тельную конкуренцию со стороны других предприятий и частных лиц.
2) Предприятие подвержено сезонным колебаниям спроса. коэффици-енты сезонности колеблются от 0,45 до 1,7.
В периоды сезонных колебаний спроса наблюдается неравномерная за-грузка производственных мощностей и трудовых ресурсов, снижается качество предоставления услуг.
3) При анализе использования трудовых ресурсов можно сделать вывод о том, что за последний год наблюдается снижение производительности труда.
4) При анализе финансовых результатов выявлено, что на предприятии наблюдается увеличение затрат на один рубль реализации (на 14,4 %), и в связи с увеличением дополнительных капитальных затрат наблюдается снижение уровня рентабельности на 2%.
5) Анализ производственной мощности выявил, что мощность прачеч-ной МУПБО «Бодрость» используется на 58%, прачечная имеет резервы ее ис-пользования на интенсивной основе за счет привлечения дополнительных зака-зов.
6) В ходе анализа производственной инфраструктуры были выявлены следующие недостатки:
- отсутствие на предприятии правильно организованной системы планово-предупредительного ремонта, что приводит к аварийным остановкам оборудования и потерям рабочего времени;
- нерациональная организация складского хозяйства (хранение мою-щих средств на полу и их перемещение вручную).
На основе выявленных резервов и недостатков были разработаны сле-дующие организационные мероприятия: