Дипломная по теме: Занятость в информационном секторе экономики

Название работы: Занятость в информационном секторе экономики

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Эктеория

Страниц:

68 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ 9

1.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕКТОР В ЭКОНОМИКЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 9

1.2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 28

1.3. ЗАНЯТОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ 45

ГЛАВА 2. РЫНОК ТРУДА 51

2.1. СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА 51

2.2. РЫНОК ТРУДА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68

Выдержка:

Введение:

Актуальность, цели и задачи настоящей дипломной работы определяются следующими положениями.

Бурный процесс научно-технической революции и компьютеризация большой части деятельности общества особым образом выделяют некоторые понятия, казавшиеся обыденными и тривиальными еще несколько лет назад. Одними из таких феноменов, занимающих в нашей повседневной жизни все более значимое место, становится информация и порождаемые ею производные понятия. Повышение внимания к информации во многом обусловлено экспоненциальным ростом ее объемов, когда период удвоения количества информации, циркулирующей в мире, стремительно сокращается. Подобная тенденция уже привела к так называемому «информационному взрыву». Естественно, что подобный количественный прирост превратил информацию из второстепенного ресурса в фактор, решающим образом влияющий практически на все сферы общественной жизни, отражая тем самым возрастающую информационную зависимость общества .

Мы живем в быстроменяющемся мире, причем меняющемся кардинальным образом. Суть происходящих изменений, если их ко¬ротко охарактеризовать, состоит в переходе от "материального" к информационному обществу - обществу, основанному на производ¬стве, распространении и потреблении информации. Это - новая ка¬чественная ступень развития человечества. Информационная рево¬люция равна по своему значению переходу от эпохи собирания пло¬дов земли и охоты к эпохе производства материальных жизненных благ. На наших глазах материальная составляющая в структуре жиз¬ненных благ уступает первенство информационной. Причем речь идет не только и не столько о технологической информации, необходимой для современного материального производства: во главу угла (и это важно подчеркнуть) выдвигается нетехнологическая и неэкономичес¬кая, а духовно-творческая информация.

В последнее десятилетие ХХ века информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ) стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества.

Бизнес, связанный с информационными технологиями, – один из самых динамичных и высокодоходных секторов мировой экономики, а сами информационные технологии – мощный рычаг обновления и повышения конкурентоспособности национальных производств.

У России есть и кадровый потенциал, и весомый научный задел в этой области. При эффективном и грамотном использовании этих возможностей страна может добиться серьезного прорыва в информационной сфере.

Необходимо учитывать, что создаваемые технопарки в сфере информационных технологий – это в полной мере рыночные проекты. Их работа должна строиться на принципах конкурентоспособности и прибыльности.

Для прорыва в инновационной сфере необходимо проанализировать российскую и зарубежную практику создания технопарков, определить современные инструменты государственной поддержки научных центров, сделать четкий прогноз долгосрочных тенденций и потребностей отечественной и мировой экономики.

Развитие инфраструктуры информационного сектора требует эффективного партнерства науки, бизнеса и государства.

Современные информационные и телекоммуникационные техно¬логии (ИТТ) с их стремительно растущим потенциалом и быстро сни¬жающимися издержками открывают большие возможности для появ¬ления новых форм организации труда и занятости в рамках как от¬дельных корпораций, так и общества в целом. Спектр таких возмож¬ностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т.д.

В настоящее время идет поиск гибких, реалистичных и эффек¬тивных способов решения проблем, возникших на новом этапе науч¬но-технического прогресса, который, как и в прошлом, нарушает сло¬жившийся баланс в сфере социально-экономических отношений. По¬явилось множество пессимистических и оптимистических интерпре¬таций последствий нововведений. Снова возродились катастрофичес¬кие сценарии, предсказывающие "конец труда", в то же время усили¬вается стремление к созданию нового информационного общества.

Глава 2:

В новых условиях на уровне корпораций и отдельных компаний существенно изменяется организация труда; происходит переход от иерархических структур управления к сетевым. Горизонтальная кооперация расширяет производственную автономию самостоятельность и ответственность работника; расширяется значимость межличностных отношений и работы в команде (team work). В последние годы развиваются новые формы занятости; работа по целевому контракту (по решению конкретной задачи), на дому и т.д.

Оптимальное сочетание вещественного и личного факторов в производстве, распространении и использовании информации является одной из наиболее важных функций управления, которой должны овладеть менеджеры. При этом в информационной сфере количество компьютеризированных рабочих мест должно быть несколько больше числа штатных работников в связи с удешевлением техники, удорожанием труда и привлечением временных работников, стажеров, контрактников и т.д. Автоматизированная система управления предполагает перестройку информационных потоков на основе делегирования компетенции, т.е. предоставления каждому работнику управления права окончательного решения по определенному регламентированному кругу интересов. Принципиально меняется механизм принятия управленческих решений: субъективное сопоставление всех 'за' и 'против', основанное на интуитивном взвешивании; доступной (как правило, неполной и противоречивой) информации, в котором большое место занимают личный опыт, традиции, ожидание реакции вышестоящих администраторов и т.д. уступает место объективному соизмерению нескольких вариантов решения на базе сравнения количественно измеренных признаков.

Структура управления при этом строится на основе научных норм масштабов контроля (числа подчиненных), минимизации числа 'этажей' управления, распределения всех функций управления между соответствующими ячейками без дублирования или 'бесхозности' каких-либо функций. Возрастает роль программных органов управления, отвечающих за выполнение конкретного проекта, а также штабных - аналитических и прогностических функций. Работники управления освобождаются от выполнения нетворческих, диспетчерских функций, подающихся алгоритмизации. При горизонтальном сетевом принципе организаций работа в команде требует согласования интересов тех, кто разрабатывает, испытывает и использует новые технологии. Это предполагает сотрудничество рабочих групп различных подразделений предприятия, а также непосредственных исполнителей и руководителей бизнес - процессов.

Согласуется работа отдельных групп в составе управленческих подразделений, различных отделов фирм, связанных с выполнением общей задачи, а также различных фирм, входящих в альянс, консорциум.

Работа в команде позволяет максимально точно сформулировать цель проекта, контролировать затраты, сроки и результаты его реализации, уменьшает противоречия между участниками бригады при сохранении свободы их оперативных действий, позволяет наладить оперативный обмен мнениями между членами команды, а в итоге - существенно изменить систему и эффективность мотивации.

Наилучшей формой обучения персонала является обучение всей команды с помощью современных методов тренинга. В России для этой цели рекомендуются программные продукты (экспертные системы): Project Expert 5.0 for Windows (Разработчик - Про-Инвест Консалтинг, Россия); Marketing Expert 5.0 for Windows (Разработчик - Про-Инвест Консалтинг, Россия); STATISTICA 5.0 for Windows (Разработчик - StatSoft, Inc., USA).

Переподготовка кадров становится ключевой проблемой развития Интернет - экономики. Коэффициент выбытия активной части основного капитала в 90-х гг. превысил 5-7%, а в Интернет - экономике - 15-20% в год. Это значит, что знания специалистов устаревают здесь полностью несколько раз в течение жизни одного поколения.

Заключение:

В результате выполнения данной дипломной работы представляется возможным сформулировать следующие выводы и заключение.

В современном обществе развитие большинства сфер деятельности в значитель¬ной степени определяется тем. насколько эффективно организовано их информацион¬ное обеспечение. Новые информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) играют решающую роль во многих отраслях экономики. Конкурентоспособность отдельных компаний и национальной экономики в целом, привлекательность страны для отечественных и иностранных инвесторов во многом зависит от уровня развития информационной инфраструктуры. В последние годы широко используется термин "информационное общество", в котором получение, хранение, обработка, передача, распространение и использование информации, в т. ч. растущие технические возможности, заложенные в интерактивной связи, играют решающую роль. Национальные информационные ресурсы превратились в один из наиболее важных компонентов развития экономики и общества, который с каждым годом все в большей степени определяет глобальную конкурентоспособность отдель¬ных стран.

Рубеж между вторым и третьим тысячелетием в развитии человеческого общества станл переломным для экономической теории и практики. Произошли качественные и принципиальные перемены в практике промышленной экономики. Наряду с негативными экологическими последствиями промышленная экономика продолжает оставлять и оставляет после себя накопленный огромнейший научно-технический и материально-экономический потенциал, который и повлек за собой ряд радикальных новшеств. Стало очевидным, что информация превращается в ведущий экономический ресурс, акцент больше ставится теперь на духовное, невещное производство, и потребление, и инвестиции стали, преимущественно, носить инновационный характер. Отсюда следует подчеркнуть такую экономическую действительность и закономерность, что в развитых странах возник и бурно растет комплекс отношений ин- формационной экономики.

По своим свойствам информационная экономика носит глобальный характер и является основой формирования и развития информационного общества. В условиях информационного общества процессы кодирования и декодирования научно-экономической информации достигают такого уровня, при котором имеет место ежегодное удвоение объема знаний. В этой связи для того, чтобы успеть усвоить нарастающий объем информации и не отстать от темпов современной научно-технологической и экономической жизни, индивиду, специалисту и персоналу необходима возможность непрерывного обновления своих знаний. Такая возможность превращается в реальность, если проведены в жизнь основные принципы информатизации, имеется достаточно высокая информационная культура и развитый разветвленный рынок информационных услуг.

Развитие Интернет-экономики как главной движущей силы экономического роста в новом информационном пространстве в не последнюю очередь связано с изменением качества человеческого капитала, условий усовершенствования человеческого потенциала как основной производительной силы общества, переходящего на стадию информационной модели.

Похожие работы на данную тему