Введение:
В условиях формирования рыночных отношений в стране существенно возрастает роль торговли. Торговля становится наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений.
Задача торговли – не только доводить товары до конечного потреби-теля, но и активно воздействовать на формирование потребительского спроса, что невозможно без качественного торгового обслуживания.
Проблема качества торгового обслуживания постоянно волнует и покупателей и продавцов. И это закономерно. Растет материальное благо-состояние людей, растет их культурный уровень. В этих условиях вполне естественно желание покупателей приобрести необходимый ему товар в удобное для него время, в удобном месте, в нужном ассортименте.
Поэтому в условиях рыночной конкуренции большое значение уде-ляется торговому обслуживанию, так как от качества и уровня торгового обслуживания зависит эффективная торговая деятельность любого пред-приятия, основным показателем которой является размер прибыли.
Таким образом, актуальность темы нашего исследования обусловле-на следующими обстоятельствами:
торговое обслуживание является инструментом в конкурентной борьбе;
торговое обслуживание оказывает огромное влияние на настроение и удовлетворенность покупателей, так как 90% всех их потребностей удовлетворяется в торговле;
эффективное торговое обслуживание способствует стимулированию сбыта товара, то есть побуждает покупателя приобрести товар;
эффективность торгового обслуживания способствует повышению основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгово-го предприятия.
Целью данной дипломной работы является изучение теории торго-вого обслуживания и методов её оценки, примером наблюдения является магазин №7 «Птица».
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения дипломной работы необходимо реализовать следующие задачи:
- определить понятие и критерии торгового обслуживания; - проанализировать степень удовлетворения спроса по общему объёму и структуре;
- оценить эффективность метода продажи товаров и организация до-полнительных услуг населению;
- проанализировать уровень торгового обслуживания;
- разработать план мероприятий по повышению качества торгового обслуживания.
Дипломная работа выполнялась на основе отчётных данных о фи-нансовых показателей магазина №7 «Птица», осуществляющего различную торговлю на потребительском рынке г. Н. Тагила.
Научные аспекты данной дипломной работы формировались на ос-нове изучения, анализа, осмысления теоретических и методологических разработок отечественных учёных, а также были использованы и результа-ты собственных исследований автора.
Глава 3:
При реализации новых товаров, неизвестных покупателям, необходимо организовать рекламу, с помощью которой будет предоставлена необходимая информация о товаре и стимулировать сбыт. Реклама может быть не только по телевидению, радио, в газетах и журналах, но и непосредственно в магазине в торговом зале.
Поэтому, имеющиеся дополнительные денежные средства от работы филиала, необходимо направить на развитие рекламы, т.е. на внутримагазин-ную рекламу с помощью которой можно привлечь большое количество покупа-телей, как к данному магазину, так и к отдельному товару. Поэтому необходи-мо использовать витринную рекламу. Для рекламы новинки или малоизвестно-го покупателю товара, необходимо композицию витрин дополнить рекламными плакатами с основными сведениями о товарах, способах их применения, под-черкнуть преимущество данного товара перед известными ему аналогами. Композицию в витринах следует постоянно обновлять, так как это привлекает внимание покупателей.
Также необходимо использовать демонстрационную рекламу, т.к. она способствует формированию нового покупательского спроса. Основными сред-ствами этой рекламы являются выставки-дегустации (для рекламы новых про-дуктов питания), выставки-продажи (для рекламы широты ассортимента от-дельных видов товара и одновременного удовлетворения спроса на них). При проведении такой рекламы администрация магазина должна оповестить поку-пателей, художественно и информационно оформить участок торгового зала, на котором будет осуществляться дегустация, организовать встречу покупателям со специалистом-консультантом. В данном случае, т.к. у нас малоизвестный то-вар для покупателей можно пригласить врача-диетолога, который расскажет, как правильно использовать в пищу и в каких количествах употреблять, чтобы не причинить вред здоровью, какой пищевой ценностью обладает данный товар и т.д., а также пригласить опытного кулинара, который объяснит, как пригото-вить блюдо из данного товара.
При необходимости, магазин может использовать печатную рекламу, которая включает рекламные проспекты, листовки, каталоги, что создает удоб-ство потребителям. Продавая малоизвестный и неизвестный покупателю товар, ему предоставляют рекламный проспект, в котором описана вся необходимая информация о товаре и предоставлены рецепты приготовления блюд из этого продукта.
Проводя исследование в магазине № 7 «Птица» о воздействии покупа-тельского спроса на неизвестные ими малоизвестные товары с помощью рекла-мы были сделаны интересные выводы. Данные исследования оформлены в табл.23.
Заключение:
При переориентации торговли на рыночные отношения каждое торговое предприятие стремится удержать крепкие позиции на рынке потребительских товаров и завоевать определенный сегмент потребителей. Это невозможно без качественного торгового обслуживания.
Торговое обслуживание обеспечивает торговому предприятию социаль-ный и экономический эффект, т.е. социальный эффект проявляется в завоева-нии большого количества покупателей и качественном удовлетворении спроса, а экономический эффект заключается в максимальной прибыли предприятия, которая характеризует эффективное обеспечение покупателей лучшими това-рами для удовлетворения их потребностей.
С повышением материального благосостояния населения возрастает и требование покупателей к работе магазина, к качеству торгового обслуживания. Поэтому магазин № 7 «Птица» постоянно учитывает этот факт и совершенству-ет по возможности торговое обслуживание.
Проанализировав уровень торгового обслуживания в магазине № 7 «Птица», можно с уверенностью сказать, что он достаточно высок, это положи-тельно сказывается на экономических показателях деятельности магазина (т.е. на товарообороте, валовом доходе, прибыли).
Проведя анализ, наблюдается рост товарооборота как по сравнению с планом, так и в динамике, что обусловлено увеличением спроса покупателей на товары, реализуемые в магазине № 7 «Птица».
Конечный показатель, т.е. прибыль, так не увеличивается. Значит, мага-зин № 7 «Птица» эффективно обеспечивает покупателей лучшими товарами для удовлетворения их потребностей. Прибыль магазину №7 «Птица» необхо-дима, чтобы выжить и совершенствовать торговое обслуживание.
Анализируя деятельность магазина № 7 «Птица», наблюдается улучше-ния в организации торгового обслуживания покупателей. И это закономерно, так как администрация магазина стремится к совершенству во всем: в товарах, реализуемых в магазине, в их безопасности и потребительских свойствах, в ус-лугах, предоставляемых магазином, в наших человеческих отношениях, в кон-курентоспособности на потребительском рынке, в получении максимальной прибыли.
Осуществляя свою торговую деятельность на потребительском рынке, магазин № 7 «Птица» думает о покупателе, о предоставлении ему лучших това-ров и услуг, т.е. о комплексном удовлетворении потребительского спроса и ка-чественном торговом обслуживании.
Следовательно, цель дипломной работы достигнута и все задачи выпол-нены.