Введение:
Условия рыночной экономики требуют от хозяйствующих субъектов при-нятия мер, направленных на повышение эффективности деятельности, конку-рентоспособности продукции и услуг.
Важная роль в реализации этих задач отводится экономико-правовому анализу деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности деятельности предприятия, оцениваются результа-ты работы его работы в целом, а также отдельных подразделений и работников.
Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окру-жающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изу-чение их во всем многообразии связей и зависимостей.
Содержание анализа вытекает из его функций. Одной из таких функций являться изучение характера действия экономических и юридических законов, установление закономерностей и тенденций экономико-правовых явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.
Комплексный экономико-правовой анализ деятельности предприятия дол-жен включать в себя рассмотрение целого ряда вопросов (фактически всех), связанных с обеспечением эффективной его работы. При этом приоритетность рассмотрения этих вопросов должна быть обусловлена характером деятельно-сти предприятия.
Объектом анализа дипломной работы является деятельность Ижевского автотранспортного предприятия ДОАО «Спецгазавтотранс» РАО «Газпром», занимающегося оказанием транспортных услуг и выполнением строительных работ.
Налаживание хозяйственных связей по поставкам ГСМ, запасных частей, строительных материалов является важнейшей частью деятельности ДОАО «Спецгазавтотранс», включающей экономические, организационно-правовые, финансовые отношения между поставщиками и покупателями продукции, вот почему именно этот аспект деятельности выбран в качестве приоритетного для проведения экономико-правового анализа объекта исследования.
Цель данной дипломной работы заключается в изучении методов экономи-ко-правовой оценки деятельности предприятия, как инструментов принятия управленческого решения и выработки, на этой основе, практических рекомен-даций и выводов.
Глава 3:
Определяемые сторонами графики поставки устанавливают сроки переда-чи товаров в пределах периода поставки. Их назначение - обеспечить равно-мерную передачу товаров, в том числе скоропортящихся, товаров, для хранения которых необходимы емкости и др. Если ответственность за нарушение графи-ка не определена договором, то его нарушение дает право другой стороне предъявить требование о возмещении убытков.
Покупателем по договору поставки нередко выступают профессиональные организации - оптовые, торговые, комплектующие, снабженческие, сбытовые и иные коммерческие организации, осуществляющие посредническую деятель-ность по реализации товаров, поэтому данная норма определяет порядок по-ставки, если исполнение договора возлагается покупателем на третьих лиц - получателей. Из пп. 1 и 2 ст. 509 ГК вытекает право покупателя указать непо-средственно в договоре получателей товаров (их отгрузочные реквизиты) либо предусмотреть порядок и сроки представления отгрузочной разнарядки. Отгру-зочная разнарядка - документ, в котором покупатель указывает получателей то-варов и их отгрузочные реквизиты.
В отличие от ранее действовавших норм Положений о поставках, тракто-вавших представление разнарядки в качестве односторонней сделки, в соответ-ствии с п. 2 ст. 509 ГК право покупателя давать поставщику указания об от-грузке (передаче) товаров третьим лицам (получателям), т.е. представлять от-грузочную разнарядку, должно быть предусмотрено договором.
Порядок доставки товаров регулируется ст. 510 ГК РФ. Статья 510 ГК РФ детализирует применительно к договору поставки ст. 458 ГК, устанавливаю-щую общие правила о моменте исполнения обязанности продавца передать то-вар и порядке исполнения этой обязанности. Термин "доставка" применен в п. 1 статьи для обозначения одного из способов исполнения поставщиком обязан-ности по передаче товара покупателю, а именно, путем сдачи товаров органу транспорта для доставки покупателю. В соответствии со ст. 458 термин "дос-тавка" применим и к передаче поставщиком товара покупателю в месте его на-хождения, и к передаче товара организации связи для доставки покупателю.
В исполнении договора поставки как договора, используемого посредни-ческими организациями, часто принимают участие не только стороны договора, но и третьи лица, на которых покупатель возлагает исполнение обязательства поставки. Поэтому из текста статьи 510 ГК РФ вытекает, что наряду с покупа-телем в исполнении участвуют получатели, указанные покупателем в договоре или в отгрузочной разнарядке .
Заключение:
Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его по-тенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так и его партнеров.
Устойчивое финансовое положение предприятия является не подарком судьбы или счастливым случаем его истории, а результатом умелого, просчи-танного управления всей совокупностью производственно-хозяйственных фак-торов, определяющих результаты деятельности предприятия.
Практически применяемые сегодня в России методы анализа и прогнози-рования финансового состояния предприятия отстают от развития рыночной экономики. Несмотря на то, что в бухгалтерскую и статистическую отчетность уже внесены и вносятся некоторые изменения, в целом она еще не соответству-ет потребностям управления предприятием в рыночных условиях, поскольку существующая отчетность предприятия не содержит какого-либо специального раздела или отдельной формы, посвященной оценке финансовой устойчивости отдельного предприятия. Финансовый анализ предприятия проводится факуль-тативно и не является обязательным.
Умение анализировать финансовую отчетность необходимо прежде всего руководству и специалистам предприятия при выработке финансовой страте-гии.
Основой для улучшения деятельности и результатов работы предприятия, залогом повышения его экономического благополучия (а, следовательно, и по-лучение прибыли) является высокое качество выпускаемой продукции, непре-рывное обеспечение ее конкурентоспособности, постоянное удовлетворение требований потребителей.
Финансовая работа на предприятии, прежде всего, направлена на создание финансовых ресурсов для развития предприятия, обеспечение роста рентабель-ности, но главное - на его привлекательность для акционеров.
Анализ финансовой устойчивости показывает, что на данном этапе пред-приятие находится в неустойчивом финансовом состоянии. Также за период с 2001 по 2003 гг. произошло увеличение соотношения заемных и собственных средств, что свидетельствует об усилении зависимости предприятия от привле-ченного капитала.
В целом, с учетом приведенных отрицательных и положительных момен-тов финансового состояния предприятия можно сделать вывод, что оно нахо-дится на низком уровне, но по мере наращивания объемов производства финан-сово-экономическое положение предприятия может улучшиться.
Любому предприятию не хватает оборотных средств для нормального функционирования. Можно вывести общее правило: увеличение статей собст-венного капитала и пассива, а также уменьшение статей актива отражают при-рост финансовых ресурсов. Еще одним важным источником финансовых ре-сурсов является амортизация основного капитала, сумма которой вообще не может быть определена из бухгалтерского баланса.
Одной из наиболее важных задач развития является обеспечение