Введение:
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, сос¬тавляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков откло¬няющегося от нормы поведения. Для удобства пользуются сокращением «отклоняющееся поведение». Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяется тестовыми и экс¬периментальными методиками. Однако не все параметры от¬клоняющегося поведения психологи и педагоги умеют сегодня теоретически интерпретировать и измерить. Тогда ведется симптоматическое наблюдение.
Для характеристики отклоняющегося поведения исполь¬зуют также специальные термины — «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличаю¬щихся от криминальных, т. е. уголовно наказуемых, серьез¬ных правонарушений и преступлений. Под девиантностыо ра¬зумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицид¬ных попыток).
Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, та¬кие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются. В этой связи следует разли¬чать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически за¬пущенными. Но не все педагогически запущенные дети труд¬ные: некоторые относительно легко поддаются перевоспи¬танию.
«Трудные» дети, в-третьих, особенно нуждаются в индиви¬дуальном подходе со стороны воспитателей и внимании кол¬лектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорчен¬ные школьники, как неправильно считают некоторые взрос¬лые, а требующие особого внимания и участия окружающих.
Понятие «трудные дети» имело широкое распространение в довоенное время. Оно возникло не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время это понятие исчезло, а в 50-х —60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин прочно укоренился в научном словаре педагогики и педагоги¬ческой психологии. Но и сегодня среди ученых идет дискуссия о целесообразности его использования. Удачен ли термин «трудные» дети? На наш взгляд, не совсем. Нередко он ассо¬циируется с оскорбительной этикеткой, наклеиваемой на ре¬бенка. Думается, что его не следует применять в общении с конкретным школьником и его родителями. В разговоре с пос¬ледними лучше говорить о некоторых сложностях психиче¬ского развития ребенка.
Глава 2:
Научно-методическая работа Центра включает:
• обеспечение профилактической работы образовательных учреждений по преодолению и коррекции отклоняющегося
развития личности ребенка;
• планирование и ведение исследовательской работы по разработке учебных планов, программ и методических мате¬риалов специалистами Центра для работы с детьми «группы риска»;
• опубликование материалов исследований и их практическое использование в системе коррекционно-развивающего образования;
• апробация и внедрение отечественных и зарубежных пси¬
холого-медико-педагогических методов диагностики и коррекции в практику работы образовательных учреждений с де¬тьми «группы риска»;
• повышение квалификации работников образовательных
учреждений - организация постоянно действующего научно-
практического семинара для специалистов, работающих с де¬тьми «группы риска»;
• организация и проведение постоянно действующего семи¬нара для повышения квалификации работников Центра.
Социолого-аналитическое и просветительское направле¬ние работы Центра включает:
• социально-педагогический мониторинг учащихся Центра;
• сбор информации, анализ и обобщение опыта работы с де¬тьми «группы риска» в области;
• создание информационного банка данных по проблемам детей и семей «группы риска»;
• публикация популярных материалов для детей «группы риска» и родителей.
Работа с проблемным ребенком в Центре начинается с дея¬тельности медико-психолого-педагогической комиссии. На ос¬нове исследований, проводимых специалистами (психологом, психоневрологом, психотерапевтом, педиатром, психиатром, логопедом и учителями), определяются интеллектуальный уровень развития ребенка и дальнейшие перспективы его обу¬чения: обучение в Центре или выработка рекомендаций для родителей и учителей этого ребенка с дальнейшими периоди¬ческими консультациями.
В данном Центре реализуется система многофункциональ¬ного медико-психолого-педагогического воздействия на лич¬ность ребенка «группы риска» с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей и условиями прожива¬ния в социуме.
Интересный и многообразный опыт социально-реабилита¬ционной работы складывается в системе социальных учрежде¬ний Комитета по делам молодежи. Такого рода учреждения являются либо непосредственно центрами социально-педаго¬гической реабилитации, либо совмещают ресоциализирующие функции непосредственно с работой по месту жительства в подростковых клубах и молодежных учреждениях.
Заключение:
Проблема “трудных” детей одна из центральных психолого-педагогических проблем.
Трудные подростки – это чаще всего педагогически запущенные дети. Они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрировано выражается в нарушенном образе “Я”.
Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями. Социальная запущенность формируется под влиянием различных факторов. Основными проявлениями социальной запущенности в детстве является неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности. Педагогическая запущенность обусловливается прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности. Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Таким образом, социально-педагогическая запущенность есть длительное неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием на него социальной микросреды преломляющие через внутренние условия.
Социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка. Окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни: он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой.